Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина
Сергей Есенин прожил недолгую жизнь, но, как говорит народная мудрость, жизнь человека ценится не по количеству прожитых лет. В 20-е годы XX века его поэзия приобретает философскую окраску. О чем бы он ни писал, во всем прослеживается вопрос о смысле человеческого существования. Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина проходит через весь поздний цикл его стихотворений.
Философские мотивы в лирике Есенина
Когда Есенин вернулся из-за границы, ему хотелось увидеть Россию сильной и развитой державой. Теперь он уже не был убежден в прелестях капиталистической жизни, но и романтизировать «деревянную Русь» тоже не мог. До 1924 года поэт многое пережил и прочувствовал. Был среди символистов, затем отдалившись от их революционной романтики, вступил в круг имажинистов. Разочаровавшись и в них, уехал за рубеж, не нашел успокоения и там. Он давно не видел детей после развода с Зинаидой Райх, потерял связь с Мариенгофом, с которым когда-то дружил.
В России была переломная эпоха, и поэту с его тонкой и чувствительной душой непросто было найти свое место в этом мире. Ощущение того, что он является странником на этой Земле, что все подчинено законам природы, нашло отражение в философских произведениях Есенина. Философские мотивы в его стихах тесно переплетаются с темой любви к женщине, родным местам, русской природе. Размышления поэта рождаются не из вымышленных образов, в отличие от символистов, а на неразрывной связи Вселенной и человека.
Поэт ищет выход своим чувствам и переживаниям, его тревожит быстротечность человеческой жизни. Лирика Есенина этого сурового времени — это своеобразная исповедь перед собой, поиск новых путей развития родины. Именно в этот период он все чаще обращается к фольклорным образам и лирике народных песен.
Целый цикл посвящается сестре Шуре:
- «Я красивых таких не видел»;
- «Ах, как много на свете кошек»;
- «Ты запой мне ту песню, что прежде» и другие.
Образ дома и Родины запечатлен в стихотворении «Мой путь». Сергею вспоминается заснеженная деревня, его детство, «лежанка, бабка, кот» и «бабушка что-то грустное, степное пела». Он грустит о прошедшей юности, об утраченных годах, о семейном уюте и счастье.
Песни родного дома противопоставляются вою бродячего пса и разгулявшейся метели. Упоминая известные народные песни и перефразируя в них строки, поэт выражает свое тягостное настроение, задумывается о собственной судьбе.
Анализ произведений на уроке
При изучении философской лирике поэта на уроках литературы нельзя опустить тему быстротечности бытия в лирике Есенина. На прежнем уроке дети получили задание прочитать дома стихотворение «Спит ковыль». При обсуждении домашнего задания задаются следующие вопросы:
- Что вы чувствовали при чтении стихотворения?
- Можно ли выделить здесь главное переживание поэта?
Дети отвечают, что в стихах чувствуется не просто легкая грусть, а тяжелая, безысходная печаль. Это как исповедь человека, прошедшего нелегкий жизненный путь. Учитель рассказывает о сложной поре в жизни Есенина в 1924—1925 годы. Учащиеся читают наизусть стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу». Обсуждая содержание, школьники обращают внимание на его эмоциональный настрой: в отличие от прежнего стихотворения, здесь поэт от светлой грусти переходит к размышлениям о том, что жизнь человеческая короткая, но она есть.
Образ розового коня звучит как символ несбывшихся надежд: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?». Смягчить трагичность помогают описания природы. Лирический герой видит в этом уже не безысходность, а закономерность. Более ценит жизнь лирический герой стихотворения «Мы теперь уходим понемногу». О том, что жизнь проходит, и все в этом мире бренно — здесь это тоже присутствует, но жалеть о прожитом не стоит. Героя не волнует «тишь и благодать» потустороннего мира, ему гораздо милее то, что «в душу облекает плоть».
Учитель поясняет, что в этом стихотворении поэт не только размышляет о быстротечности жизни и о том, что не хочет расставаться с нею, но и дает читателю ценный рецепт: жизнь надо ценить в каждом ее мгновении.
Эта мысль актуальна и в наше неспокойное время. Для закрепления темы можно прочитать еще стихотворения: «До свиданья, друг мой, до свиданья», «Отговорила роща золотая» и другие. На дом задается сочинение «Проблема быстротечности времени».
Сергей Есенин прожил недолгую жизнь, но, как говорит народная мудрость, жизнь человека ценится не по количеству прожитых лет. В 20-е годы XX века его поэзия приобретает философскую окраску. О чем бы он ни писал, во всем прослеживается вопрос о смысле человеческого существования. Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина проходит через весь поздний цикл его стихотворений.
Философские мотивы в лирике Есенина
Когда Есенин вернулся из-за границы, ему хотелось увидеть Россию сильной и развитой державой. Теперь он уже не был убежден в прелестях капиталистической жизни, но и романтизировать «деревянную Русь» тоже не мог. До 1924 года поэт многое пережил и прочувствовал. Был среди символистов, затем отдалившись от их революционной романтики, вступил в круг имажинистов. Разочаровавшись и в них, уехал за рубеж, не нашел успокоения и там. Он давно не видел детей после развода с Зинаидой Райх, потерял связь с Мариенгофом, с которым когда-то дружил.
В России была переломная эпоха, и поэту с его тонкой и чувствительной душой непросто было найти свое место в этом мире. Ощущение того, что он является странником на этой Земле, что все подчинено законам природы, нашло отражение в философских произведениях Есенина. Философские мотивы в его стихах тесно переплетаются с темой любви к женщине, родным местам, русской природе. Размышления поэта рождаются не из вымышленных образов, в отличие от символистов, а на неразрывной связи Вселенной и человека.
Поэт ищет выход своим чувствам и переживаниям, его тревожит быстротечность человеческой жизни. Лирика Есенина этого сурового времени — это своеобразная исповедь перед собой, поиск новых путей развития родины. Именно в этот период он все чаще обращается к фольклорным образам и лирике народных песен.
Целый цикл посвящается сестре Шуре:
- «Я красивых таких не видел»;
- «Ах, как много на свете кошек»;
- «Ты запой мне ту песню, что прежде» и другие.
Образ дома и Родины запечатлен в стихотворении «Мой путь». Сергею вспоминается заснеженная деревня, его детство, «лежанка, бабка, кот» и «бабушка что-то грустное, степное пела». Он грустит о прошедшей юности, об утраченных годах, о семейном уюте и счастье.
Песни родного дома противопоставляются вою бродячего пса и разгулявшейся метели. Упоминая известные народные песни и перефразируя в них строки, поэт выражает свое тягостное настроение, задумывается о собственной судьбе.
Анализ произведений на уроке
При изучении философской лирике поэта на уроках литературы нельзя опустить тему быстротечности бытия в лирике Есенина. На прежнем уроке дети получили задание прочитать дома стихотворение «Спит ковыль». При обсуждении домашнего задания задаются следующие вопросы:
- Что вы чувствовали при чтении стихотворения?
- Можно ли выделить здесь главное переживание поэта?
Дети отвечают, что в стихах чувствуется не просто легкая грусть, а тяжелая, безысходная печаль. Это как исповедь человека, прошедшего нелегкий жизненный путь. Учитель рассказывает о сложной поре в жизни Есенина в 1924—1925 годы. Учащиеся читают наизусть стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу». Обсуждая содержание, школьники обращают внимание на его эмоциональный настрой: в отличие от прежнего стихотворения, здесь поэт от светлой грусти переходит к размышлениям о том, что жизнь человеческая короткая, но она есть.
Образ розового коня звучит как символ несбывшихся надежд: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?». Смягчить трагичность помогают описания природы. Лирический герой видит в этом уже не безысходность, а закономерность. Более ценит жизнь лирический герой стихотворения «Мы теперь уходим понемногу». О том, что жизнь проходит, и все в этом мире бренно — здесь это тоже присутствует, но жалеть о прожитом не стоит. Героя не волнует «тишь и благодать» потустороннего мира, ему гораздо милее то, что «в душу облекает плоть».
Учитель поясняет, что в этом стихотворении поэт не только размышляет о быстротечности жизни и о том, что не хочет расставаться с нею, но и дает читателю ценный рецепт: жизнь надо ценить в каждом ее мгновении.
Эта мысль актуальна и в наше неспокойное время. Для закрепления темы можно прочитать еще стихотворения: «До свиданья, друг мой, до свиданья», «Отговорила роща золотая» и другие. На дом задается сочинение «Проблема быстротечности времени».
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!