Сочинение по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
Первая и самая значительная картина Михаила Васильевича Нестерова — полотно о старце и отроке. Она входит в художественный цикл, который известный живописец посвятил Сергию Радонежскому. В школе этот холст тщательно изучается, анализируется, а затем дети пишут сочинение по картине «Видение отроку Варфоломею».
Оглавление:
История создания
В 1883 г. известный художник Михаил Нестеров задумал полотно «Пустынник», работу над которым окончил в 1889 г. Уже в ней он впервые обратился к теме жизни вдалеке от мирской суеты. Живописец считал, что человек может нравственно очиститься лишь в гармонии с природой. Так, по мнению художника, обретается стойкость духа, появляется смысл жизни.
Такие мысли у Михаила Васильевича возникли вовсе не случайно. Известно, что сам Нестеров пережил личную трагедию: в 1886 году умерла жена Маша при родах, оставив мужу дочь Олю. Именно поэтому так близок был ему образ Сергия Радонежского, о котором он знал ещё с раннего детства. Он и стал для художника нравственным идеалом.
В его семье всегда почитали святых, особенно Тихона Задонского и Сергия Радонежского. Именно благодаря им художнику и пришла мысль создать цикл картин, посвящённых монаху Сергию. Он считал, что этот старец имел огромное значение для сплочения русского народа. Свои первые зарисовки к известной картине «Введение отроку Варфоломею» Нестеров сделал в 1889 г. в окрестностях Троице-Сергиевой лавры. Тогда он поселился в деревне Комякова, которая находилась недалеко от Абрамцева.
В настоящее время незаконченный вариант нестеровского холста хранится в Башкирском государственном художественном музее. Так получилось, что когда художник окончил верхнюю часть полотна, где был пейзаж, он вынужден был уехать в Уфу. В это время живописец болел гриппом, но продолжал работать, готовясь в очередной выставке передвижников. Но однажды у него во время работы над репродукцией закружилась голова, он оступился, упал и повредил холст. Поэтому полотно и не было закончена.
Вскоре привезли новый холст, и художник принялся снова за работу. Тогда же и была заново написана картина, которая выставлялась на выставке передвижников, а затем была куплена Павлом Третьяковым для своей галереи. Незаконченный вариант в течение почти пятидесяти лет хранился в Уфе, пока не перешёл в собственность музея.
Хоть сам художник картину о видении отроку считал самым лучшим своим произведением, критики отзывались о ней неоднозначно.
Цветовая гамма
Краски, используемые Михаилом Васильевичем в своей картине «Видение отроку Варфоломею», показывают, что художник изобразил раннюю осень. Для холста живописец выбрал следующие цвета:
- жёлтый;
- зелёный;
- голубой.
Жёлтым цветом Нестеров изобразил деревья, верхушки которых по-прежнему остаются зелёными. Сильный порыв ветра прижимает к земле жёлтые созревшие колосья на поле. Даже трава уже пожухла и приобрела желтоватый оттенок. Виднеется дорога, которая ведёт в деревню. После дождя остались голубые яркие лужи.
Небо практически полностью затянулось тучами, приобрело серо-жёлтый оттенок. И лишь небольшой голубой кусочек небосвода ещё выделяется на этом мрачном пейзаже.
Картинные герои
Своих главных героев художник поместил на переднем плане. При описании картины Нестерова «Видение отроку Варфоломею» стоит обратить внимание на две центральные фигуры, к которым относятся:
- старец;
- отрок Варфоломей.
Обязательно в классе их стоит внимательно рассмотреть, чтобы подробно описать. Можно кому-то из детей поручить сделать сообщение о Сергии Радонежском, чтобы ученики лучше поняли тему картины и смогли определить её жанр. На холме стоит мальчик со светлыми волосами. Он молитвенно сложил руки и смотрит ясными голубыми глазами на старца. В его взгляде виднеется мольба о том, чтобы научиться писать и читать.
Варфоломей одет просто. На нём крестьянская рубаха белого цвета, которую он подвязал красной верёвочкой, и тёмные штаны. Обут он в сафьяновые сапоги. Его образ искренний и чистый. Детская душа всегда наполнена внутренним светом, в ней нет плохих мыслей.
Напротив юноши стоит седой монах, который облачён в длинное одеяние чёрного цвета. Его лицо скрыто капюшоном. Жилистые руки старца стараются открыть небольшой ларчик, чтобы что-то передать отроку. От этого святого образа веет мудростью и таинственностью. Его художник изобразил на фоне раскидистого дуба, который всегда был символом силы и стойкости духа.
Краткий сюжет
Для своего полотна художник Михаил Нестеров взял сюжет из «Жития преподобного Сергия». Однажды отец послал отрока в поле за лошадьми. По дороге тот увидел под дубом старца, который совершал молитву. Варфоломей заинтересовался, подошёл поближе, но прервать молитву не решился. Он прислонился к дубу и стал ждать, пока старец не завершит читать её.
Когда же старец освободился, он благословил отрока и спросил, чего он желает. Оказалось, что самым сильным желанием у юноши было научиться грамоте. Старец помолился за Варфоломея и вскоре сообщил, что он сможет хорошо усвоить грамоту и даже будет читать и писать лучше своих сверстников. При этом монах дал отроку сосуд и часть просфоры. Это нужно было Варфоломею съесть, чтобы Божья благодать смогла дать ему разумение.
Подготовка к написанию работы
Картина Нестерова рассматривается в классе несколько уроков, учитель помогает рассуждать детям о таком явлении, как святыня на Руси, а также объясняет, кого обычно называли святыми. После этого письменно составляют план:
- М. В. Нестеров — великолепный художник.
- Описание картины.
- Эмоциональное восприятие.
Стоит заметить, что сочинение «Видение отроку Варфоломею» должно включать в себя не только описание картины, но и эмоциональное её восприятие учениками. Такая письменная работа должна состоять из трёх абзацев или даже больше.
Образец сочинения
Михаил Васильевич Нестеров — гениальный художник, который прославился своими многочисленными картинами. Среди его художественных работ самыми популярными являются следующие холсты:
- «Пустынник».
- «Молчание».
- «Философы».
- «Александр Невский».
- «Сергий Радонежский».
Но всё-таки самой значительной его работой стало полотно об отроке и его видении, которое в обществе вызвало как положительные, так и отрицательные отклики.
Важным элементом на нестеровском холсте является пейзаж. Он не только насыщен жёлтым цветом, но и показывает, что осенняя природа созвучна человеческой жизни, где есть и угасание, и молодое поколение. Ясная погода изображена художником, хотя на небе солнца не видно. Небосвод окрашен в бледно-голубой цвет, на его фоне виднеются купола старинной деревянной церкви.
Вдалеке тянется небольшая тропинка, а кругом простираются засеянные поля, на которых колосья уже пожелтели. На заднем плане репродукции можно увидеть небольшую деревню, за ней открываются бескрайние поля. Дополняют чудесную картину российской природы густые леса, которые придают глубину сюжету. Слева голубой извилистой лентой виднеется небольшая речка, где весело, словно музыка, журчит и плескается вода.
Центральными образами картины являются отрок и старец. Лицо ребёнка выражает печальное, но в то же время трепетное чувство. Он с восхищением и с большим интересом в глазах смотрит на старца, внимательно слушая его речи. Тонкое светлое лицо Варфоломея показывает, что он очень послушен и готов вместе со старцем молиться, чтобы его желание исполнилось. Одет мальчик в простую крестьянскую одежду.
Молодая берёзка и маленькая сосна помогают понять образ молодого героя полотна, который ещё мало знает жизнь, перед её испытаниями он беззащитен. Напротив мальчика стоит старец. Он умудрён жизнью и поэтому знает, о чём говорит своему собеседнику. Монах стоит, чуть согнувшись. Лицо его невозможно рассмотреть, так как оно скрыто капюшоном. На старце чёрный длинный монашеский плащ, а сверху наброшена накидка синего цвета с красным крестом.
О том, что это старик, который уже немало пожил, говорит его седая борода. Над головой монаха нимб, в его руках ларчик с просфорой. Старец стоит рядом с крепким дубом, который символизирует его стойкость.
От полотна веет сказочностью и таинственностью, но в то же время оно реальное, так как на нём изображены русские просторы. При взгляде на холст на душе становится спокойно и немного грустно.
Эмоциональное восприятие
Нестеровский холст помогает понять смысл Священного Писания. Кажется, что в этой картине скрыта какая-то загадка. Картинные герои светлые и искренние, поэтому они восхищают и заставляют поверить в доброе и светлое вокруг. В каждом художественном элементе есть не только красота, но и гармония. Так, деревенский храм сливается с небесным сводом, а холмы умело соединяются с водной гладью. Любая деталь картины показывает, насколько чудесна эта встреча, вся природа становится свидетелем великой тайны.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!