Описание картины Василия Тропинина «Кружевница»
В начальных классах средней общеобразовательной школы ученикам предлагается написать рассказ о понравившемся произведении русского живописца. Таким заданием может стать описание картины Тропинина «Кружевница».
Оглавление:
При составлении текста используется информация о художнике и работе над полотном. На презентации обязателен показ цветной репродукции портрета.
Крепостной художник
Василий Андреевич Тропинин (1776−1857) родился крепостным крестьянином и был собственностью графа Моркова. В начале 90-х годов XVIII столетия барин отправляет подростка в Санкт-Петербург обучаться кондитерскому искусству. В столице, кроме занятий кулинарией, мальчик посещает уроки живописи в Академии художеств.
За годы, проведённые в столице, Тропинин обучается ремеслу художника в мастерской портретиста С. С. Щукина. Став вольноприходящим слушателем, юноша участвует в конкурсах. В 1804 году картина «Мальчик, тоскующий об умершей птичке» представлена на выставке наравне с работами знаменитых живописцев — О. А. Кипренского и В. Л. Боровиковского. В конце первого десятилетия XIX века Василий Андреевич построил и расписал домовую церковь графа Моркова на Украине.
После изгнания французов Тропинин обустраивает мастерскую в московском доме барина. В эти годы создаются портреты членов семьи хозяина и их знакомых дворян. Художнику позируют герои войны с Наполеоном и известные деятели русской литературы.
На Пасху 1823 года Морков дарует Тропинину вольную, а в сентябре художник представляет в Академию картины с просьбой присвоить звание художника. Профессорский Совет учебного заведения в Санкт-Петербурге удостаивает автора рангом «назначенный в академики».
Полотна, представленные В. А. Тропининым на суд академиков-живописцев:
- «Кружевница».
- «Портрет художника Скотникова».
- «Старик нищий».
В 1824 году за портрет К. Леберехта, работника Монетного двора, Тропинин получает звание академика. Однако Василий Андреевич отказывается от преподавательской должности и уезжает в Москву.
С середины 30-х годов количество заказов уменьшается из-за наплыва множества иностранных художников, предлагавших свои услуги по сниженной цене. Тем не менее в это время создаются полотна, положившие начало новому направлению в живописи — «домашнему портрету». Ярким образцом жанра считается портрет А. С. Пушкина.
Помимо «Кружевницы» к вершинам творчества Василия Андреевича относятся следующие картины:
- Портрет «Сын Арсений» (1818).
- Портрет А. С. Пушкина (1827).
- Автопортрет на фоне окна с видом на московский Кремль (1846).
В. А. Тропинин скончался 15 мая 1857 года в собственном доме в Замоскворечье. Похороны состоялись на Ваганьковском кладбище.
Полотно, достойное академического звания
При написании сочинения по картине Тропинина «Кружевница» в 4 классе необходимо рассказать о технических характеристиках полотна. Знание габаритов портрета и использованных материалов обогатит представление о шедевре живописи.
Картина написана масляными красками в реалистическом стиле на холсте размером 74,7 см на 59,3 см. Портрет, созданный в 1823 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Первоначально портрет купил историк и писатель П. П. Свиньин, который в 1834 году распродал свою коллекцию из 82 картин. «Кружевница» досталась благотворителю и меценату Ф. И. Прянишникову, а потом оказалась в фондах Румянцевского музея в Москве. В 1924 году, когда здание музея отдали Государственной библиотеке имени Ленина, картину поместили в Третьяковку.
Кроме оригинала, существуют 3 авторские копии, которые незначительно отличаются размером и хранятся в разных городах:
- Московском музее Тропинина (80 см на 64 см);
- Нижегородском художественном музее (76,2 см на 61,0 см);
- картинной галерее имени А. Н. Радищева в Саратове (77 см на 64 см).
Девушка плетёт кружева
У девушки овальное миловидное лицо с нежным округлым подбородком.
Тёмно-каштановые волосы собраны в незатейливую причёску. Изящно изогнутые чёрные брови подчёркивают выразительность свинцово-серых глаз, в которых поблескивают лукавые искорки. Взгляд обращён в сторону вошедшего и наблюдающего за её работой человека. На щеках переливается лёгкий румянец, на губах играет кокетливая улыбка.
Тропинин добивается ощущения, что в картине присутствует 2 смысловых центра: лицо девушки и кисти рук. Тонкие пальцы заученно выполняют привычные движения. Кружевница даже не прекращает работу, чтобы посмотреть на посетителя. Правой рукой мастерица прикалывает булавку в определённую точку трафарета. Пальцы левой руки перебирают коклюшки, чтобы заплести необходимый узор. Из-под белой ткани, лежащей на столе, выглядывает кусочек готового кружева.
На девушке надето светло-серое платье из простой ткани, короткие рукава обнажают руки. На плечи наброшена лиловатая косынка. Одеяние говорит, что художник изобразил простолюдинку, скорее всего, крепостную.
Невыразительный интерьер не отвлекает внимание зрителя, заставляя сосредоточиться на девушке и её работе. Однако задний фон имеет особенность — неоднотонность цветовой гаммы. Кажется, что фигура кружевницы освещена контровым светом, который растворяется ближе к правому краю картины.
Техника живописи
В сочинении по картине «Кружевница» в 4 классе следует поместить краткий рассказ о художественной манере Тропинина. На подготовительном этапе живописец дважды покрывает холст грунтовкой, в которую добавляет охру. Золотисто-красноватый оттенок основы просвечивает сквозь тонкий изобразительный слой красок, что наполняет картину внутренней теплотой.
Задний фон решён в перерастание коричнево-охристых тонов в бледные голубовато-серые оттенки. Контуры предметов и фигура модели чётко прорисованы плотно положенными мазками. На поверхности холста просматриваются мелкие мягкие движения кисти. Игра светотени создаёт атмосферу романтичности.
Для эстетического воспитания в школе ученикам предлагается написать сочинение «Кружевница» в 4 классе.
Маленькое сочинение решает большую задачу — научить подростков воспринимать красоту.
Отзывы о картине
Писатель, историк и художник Павел Петрович Свиньин, первый владелец «Кружевницы», создал «Русский Музеум» — частную публичную галерею русского искусства. На выставке представлялись произведения скульптуры и живописи, а также коллекции древних рукописей, старинных монет.
В картине соединяются приятность кисти, счастливое освещение, естественный колорит. Здесь открывается душа красавицы.
Доктор искусствоведения Наталья Николаевна Коваленская изучала творчество русского портретиста. Результатом исследований стала книга «В. А. Тропинин», опубликованная в 1931 году издательством Третьяковской галереи.
Уверенная и лёгкая кисть с артистической небрежностью наносит прозрачную краску и свободными мазками в 2−3 удара намечает форму.
С середины апреля и до конца июня 2019 года в художественной галерее Нижнего Новгорода проходила выставка произведений В. А. Тропинина. На экспозиции представлялись 2 авторские копии «Кружевницы». Посетители оставляли записи в книге отзывов.
Мимо «Кружевницы» невозможно пройти. Картина притягивает к себе. От неё исходит ощущение тепла и уюта.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!