Таблица для 5 класса по второстепенным членам предложения
Любая фраза состоит из слов, которые являются ее членами. Несмотря на то что главной остается грамматическая основа (подлежащее и сказуемое), не меньшую роль играют и второстепенные члены предложения — таблица для 5 класса поможет убедиться в этом и запомнить правило. Благодаря обстоятельствам, дополнениям и определениям речь получается выразительнее, точнее и интереснее.
Оглавление:
Любая фраза состоит из слов, которые являются ее членами. Несмотря на то что главной остается грамматическая основа (подлежащее и сказуемое), не меньшую роль играют и второстепенные члены предложения — таблица для 5 класса поможет убедиться в этом и запомнить правило. Благодаря обстоятельствам, дополнениям и определениям речь получается выразительнее, точнее и интереснее.
Главное определение
Члены предложения могут быть главными и второстепенными. Различить их несложно:
- Грамматическая основа или главные члены предложения — это то, без чего фраза чаще всего не может обойтись. Сюда относятся подлежащее (о чем или о ком говорится) и сказуемое (действие, которое совершает подлежащее). Найти их несложно: подлежащее отвечает на вопрос «О ком/о чем говорится в предложении?», сказуемое — «Что делает подлежащее/Какое оно?».
- Второстепенные — это все остальные слова, которые дополняют и определяют основу. Сюда входят определение, дополнение и обстоятельство. Они относятся к подлежащему и сказуемому и согласуются с ними, образуя словосочетания.
Важно отметить, что если без второстепенных членов предложение не потеряет смысл, то без грамматической основы оно не будет существовать. Исключений немного, в основном это неполные предложения, например, «Да», «Нет», «Вечерело».
Виды дополнительных слов
Не все члены важны и необходимы, без некоторых фраза может существовать, но потеряет выразительность и точность, а иногда и смысл. Речь идет о словах, которые называются второстепенными. К ним относятся дополнение, обстоятельство и определение.
Пример:
Вчера я дочитал книгу сказок Пушкина и с радостью поделился впечатлениями с классом — Я дочитал и поделился.
Несмотря на то что во втором предложении сохранился главный смысл, важные детали отсутствуют.
Характеристика подлежащего
Определение обозначает признак или качество подлежащего, его свойства. Отвечает на вопросы «какой, который, чей», согласуется с существительным способом согласования (в этом случае оба слова согласуются в роде, числе и падеже), управления (форма определения не согласуется с подлежащим полностью, оно может быть только существительным в родительном или винительном падежах) или примыкания (связь определяется только смыслом и интонацией). В предложении выделяется волнистой линией.
Определение может быть выражено:
- Прилагательным. Красивая (какая?) ваза стояла в шкафу. Яркое (какое?) солнце радовало нас.
- Причастием. Меня разбудили поющие (какие?) соловьи.
- Местоимением. В каждом (чьем?) доме горел свет. Васина (чья?) собака несла мяч.
- Порядковым числительным. Мне нужен второй (какой?) том. Мы бродили по лесу третий (какой?) час.
- Существительным в косвенном падеже. Венок (какой?) из ромашек был велик Ане. Корм (какой?) для птиц голуби быстро склевали.
- Наречием. Нужно выбрать песни (какие?) повеселее. В столовой подали яйца (какие?) всмятку.
- Инфинитивом. Исполнилось мое желание (какое?) читать больше книг. Бабушка ненавидела привычку (какую?) врать.
- Придаточным предложением. Дом, (какой?) в котором Андрей вырос, был снесен. Мама зачастила покупать фрукты, (какие?) которые я не люблю.
- Прилагательным в сравнительной степени. Нам стоит сделать танец (каким?) более выразительным. Это сочинение вышло (каким?) менее грамотным.
Важно отметить, что не всегда прилагательные являются определениями. В неделимых названиях они входят в подлежащее или дополнение: Иван Грозный, Петр Первый, Петропавловск-Камчатский, одуванчик белоязычковый (название вида).
Дополнение к сказуемому
Выражает лицо или предмет, на который направлено действие сказуемого. Оно отвечает на все вопросы падежей, кроме именительного, и при разборе отмечается пунктиром.
Различают дополнения прямые (действие направлены непосредственно на существительное в винительном или родительном падеже: дед высаживал (что?) картошку; я купил (что?) груш) и косвенные (все остальные варианты, выраженные существительным в другом падеже, словосочетанием или инфинитивом: мы просили (о чем?) почитать нам; учительница позвонила (кому?) родителям учеников).
Дополнение может быть выражено:
- Существительным. Елена взяла (что?) книгу с собой. Мы (с кем?) с братом пошли в лес.
- Местоимением. Ученики подошли (к кому?) к нам. Мальчик протянул мне (что?) это.
- Прилагательными. Все произошло незаметно (для кого?) для других. Спасатель вытащил (кого?) утопающего из воды.
- Причастием. Все попрощались (с кем?) с уезжающими. Мысли вертелись вокруг (чего?) прошедшего.
- Наречием. Завтра сегодня станет (чем?) вчера.
- Числительным. Прибавьте к сумме (что?) десять. Разделите восемь (на что?) на четыре.
- Инфинитивом. Король приказал (что?) казнить. Я попросил ее (о чем?) спеть.
Также дополнение может быть выражено неделимым словосочетанием или фразеологизмом. Например: Сложение было для нее (чем?) больным местом. Ваня заинтересовался (чем?) «Евгением Онегиным».
Обстоятельства места, времени, действия
Обстоятельство в предложении обозначает признак действия: уточняют время, место, способ, причину, условие или цель. Этот член предложения в зависимости от своего значения может отвечать на несколько разных вопросов: «Как, когда, зачем, каким способом или образом, почему, где, куда и другие». При разборе выделяются штрихпунктиром.
Обстоятельства могут быть выражены:
- Наречием. Играли дети (как?) шумно. (Где?) Далеко вьется река.
- Существительным с предлогом или без него. Роса скопилась (где?) под деревьями, на траве. Петух пропел (когда?) ранним утром.
- Местоимением с предлогом. Мяч был (где?) под ним.
- Сравнительным оборотом. Голос старика (в какой степени?) едва дрогнул. Фильм оказался (каким, в какой степени?) более интересным, чем книга.
- Деепричастием или деепричастным оборотом. Я буду помнить о тебе, (когда?) засыпая. Он поздоровался с соседкой, (когда?) пробегая мимо ее дома.
- Инфинитивом. Студент уехал (куда?) учиться. Семья отправилась (куда?) путешествовать.
- Фразеологическим или неделимым оборотом. Команда справилась, (как?) несмотря на трудности. Нужно взять зонт (зачем?) на случай дождя.
Важно помнить: обстоятельства сравнения с союзами (как, будто, словно и другими) являются сравнительным оборотом и выделяются запятыми.
Таблица членов
Краткая общая таблица для 5 класса поможет быстро разобраться со всеми членами, которые бывают в предложении. В ней наглядно указаны вопросы, значения и как слова выделяются:
Название | Функция | Вопросы | Чем выражено | Как подчеркивается |
Подлежащее | О ком или чем идет речь | Кто/что | Существительное, местоимение, прилагательное, числительное, инфинитив | Одной линией |
Сказуемое | Что подлежащее делает | Что делает/сделал | Глагол или глагол в связке с другими частями речи (существительным, прилагательным, инфинитивом и т. д. ). Во втором случае глагол-связка может опускаться | Двумя параллельными линиями |
Определение | Признак или качество главного слова | Какой, чей | Прилагательное, местоимение, причастие, существительное, порядковое числительное, наречие, инфинитив | Волнистой линией |
Дополнение | На кого или что направлено действие сказуемого | Вопросы падежей кроме именительного | Существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие, инфинитив | Пунктиром |
Обстоятельство | Признак совершенного действия: место, время, причина, цель и т. д. | Как, где, когда, зачем, каким образом, с какой целью и т. д. | Наречие, существительное или местоимение с предлогом, сравнительный или деепричастный обороты, инфинитив | Пунктир с точкой |
Пример разбор:
Опытный грибник сразу заприметил эту поляну и направился туда:
- Кто? Грибник — подлежащее.
- Что сделал? Заприметил и направился — сказуемые.
- Какой грибник? Опытный — определение.
- Что заприметил? Эту поляну — дополнение.
- Куда направился? Туда — обстоятельство места.
Второстепенные члены предложения в русском языке хоть и не являются необходимой частью фразы, несут на себе важную функцию. Они делают речь выразительнее и уточняют важные детали.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!