Анализ произведения Владимира Короленко «Слепой музыкант»
Владимир Галактионович Короленко прожил трудную жизнь. Но даже в ссылке в Якутии он был борцом за справедливость. Многие современники писателя очень тепло отзывались о нем, выделяя тонкую натуру и порядочность. Эти качества можно заметить, если сделать подробный анализ произведения «Слепой музыкант» Короленко. Уже из названия ясно, что главный герой книги лишен зрения.
Оглавление:
История написания
Над своим сочинением «Слепой музыкант» писатель работал на протяжении 13 лет. Его создание началось в 1885 г., а через год оно было опубликовано в 10 номерах издательства «Русские ведомости». В это же время автор переделывает произведение для публикации в журнале «Русская мысль». Книга отдельно выходит в 1888 г. В 1898 году во время ее переиздания автор вводит знаковые для повести моменты: бегство Пети с нищими, знакомство со слепыми звонарями.
У основного персонажа существовали прототипы. Будучи ребенком, писатель знал девушку, которая с рождения была слепой. Ее воспоминания легли в основу книги. Также у автора был ученик, у которого постепенно падало зрение.
Кроме того, Короленко общался с одним незрячим музыкантом. Эпизод со слепыми звонарями был написан автором в 1891 году «с натуры» при поездке в Саровский монастырь.
Книгу любили современники. Это самая значимая повесть Короленко, которая переиздавалась 15 раз. Сюжет состоит из двух рассказов:
- Как слепорожденный малыш тянется к жизни и свету.
- Как подавленный своим несчастьем ребенок победил в себе пассивное страдание, отыскал место в жизни, смог развить в себе понимание и сочувствие к обездоленным людям.
Жанр и направление
Это повесть реалистического направления о становлении главного персонажа. Как и полагается в реализме, образ героя определяется множеством обстоятельств: обществом, которое влияет на него, эпизодами и ситуациями. Характер Петра постоянно находится в процессе изменения, поэтому в конце произведения счастье героя может показаться неполным. Писатель позволяет читателю самостоятельно придумать продолжение, оставив главного персонажа на пике его возможностей.
В героях повести Пете и дяде Максиме можно прочувствовать веяние романтизма. Однако сильная экспансивность и отчужденность Петра объясняются его врожденным недугом. Эгоизм ребенка также обусловлен реальными причинами — благополучной жизнью в обществе любящих его людей. Но в персонаже Эвелины все реально, кроме романтической натуры. Как считает писатель, именно так должна выглядеть любящая девушка.
Жанр произведения определен как повесть, имеющая одновременно философские и психологические черты. В подзаголовке писатель называет свой рассказ этюдом. Не зря определение жанра совпадает с музыкальным произведением — это означает исследование чего-либо. В этом случае автор пытается исследовать, как инвалид обретает смысл жизни.
Повесть пытается ответить, как стать счастливым. Для писателя-гуманиста это означает дарить счастье остальным. В произведении подняты следующие темы:
- развитие положительной жизненной позиции;
- воспитание;
- сострадание к горю человека;
- поиск смысла жизни;
- покориться либо бросить вызов судьбе;
- отношение к инвалидам.
Короленко первым в литературе поднял проблему инвалидов. Эта тема была актуальной не только в XXI столетии.
Краткое содержание
Основная роль в повести отведена Петру Попельскому. Мальчик был сыном довольно зажиточных помещиков с Западной Украины, но родился слепым. При первых криках новорожденного ребенка его мать, еще не зная ужасного диагноза, уже начинает это понимать и постоянно спрашивает повитуху, почему малыш все время плачет. На это та она отвечает, что кричат все маленькие дети. Однако мать новорожденного не успокаивается. Она уверена, что малыш кричит как-то особенно, будто ему очень страшно.
Через несколько месяцев после рождения врачи ставят ужасный диагноз — ребенок слепорожденный. Писатель не зря назвал свою повесть этюдом. Он все время интересовался медициной и психологией. Это заметно, поскольку в течение всего повествования присутствуют научные суждения о природе отношений между отсутствующими зрительными впечатлениями и слуховыми, которые их заменяют.
В книге есть описание того, как люди с ограниченными возможностями в определенное время могут почувствовать озлобление на весь мир.
Главные персонажи:
- Петр Попельский — слепорожденный мальчик;
- Анна Михайловна — мать ребенка;
- Иохим — конюх;
- дядя Максим — брат матери;
- Роман и Егорий — слепые монахи-звонари;
- братья Ставрученко — друзья семьи;
- Эвелина — возлюбленная Пети.
Встреча с Эвелиной
Короленко в своем трагическом этюде описывает героя, который наполнен позитивными переживаниями. К счастью Петра Попельского, еще в детстве он знакомится с проживающей по соседству очаровательной и не по годам умной девочкой Эвелиной. Она сыграла немаловажную роль в жизни главного персонажа.
У Пети нет друзей. Другие дети все время сторонятся его. В один из дней он на прогулке случайно знакомится с Эвелиной. Вначале она не поняла, что Петя слепой, а когда узнала о его проблеме, горько заплакала.
Эвелина была девочкой, которая сразу же поняла, что в жизни она пойдет рука об руку со своим новым другом.
В дальнейшем она стала его супругой и родила зрячего мальчика. Это событие немного примиряет Петю с его тяжелой судьбой.
Музыкальные способности
Еще одно радостное событие, которое облагораживает и озаряет светом существование Петра, — появление у него музыкальных способностей. Сначала он слышит обычную дудочку, на которой играет конюх. Главный герой любил его слушать, тот все время исполнял грустные мелодии. Через некоторое время Петр и сам начал учится игре на дудке. Мама, заметив способности сына, купила рояль.
Когда Петя услышал первые звуки пианино, ему стало плохо. Эта музыка ему показалась чересчур «крикливой». Но постепенно мальчику начинают нравиться звуки, которые издает рояль, он соглашается брать уроки игры на этом инструменте. Музыкальные педагоги помогают Пете освоить ноты, открывают в нем музыкальный талант, прививают тягу к искусству.
В произведении Короленко основные персонажи пытают помочь друг другу стать морально сильней, все время оказывают психологическую поддержку. Безмерная любовь и терпение отмечаются в процессе всего описания этюда со стороны друзей, дяди и мамы. Когда Петя проходит через очередные моральные испытания, познавая мир с помощью звуков, Эвелина находится возле него, ее нежная, но в то же время уверенная рука всегда готова оказать помощь.
Родные люди
Отец главного героя является добродушным человеком, однако он равнодушен ко всему, за исключением собственного хозяйства. Петин дядя Максим, наоборот, характеризуется мужеством и боевым духом. Этот человек даже брал участие в боях, в одном из них он стал инвалидом.
Именно дядя начинает заниматься воспитанием ребенка, объяснив для начала своей сестре Анне, что чрезмерная любовь и попечительство могут только навредить мальчику.
И вот наступает великолепное время года — весна. Незрячий ребенок встревожен окружающими его звуками, шумом, который издает пробуждающаяся от зимнего сна природа. Дядя и мама повели ребенка на берег реки.
Взрослые не видят волнения Петра, а он от большого количества новых впечатлений упал в обморок. После такого недоразумения родные люди пытаются помочь ребенку постичь ощущения и звуки.
Знакомство с монахами
В один из дней дядя позвал к себе в гости старого приятеля и его двух сыновей-студентов. Одновременно с этим приезжает в усадьбу их товарищ. Молодежь привнесла некоторое разнообразие в замкнутый уклад семьи. Это было сделано специально, чтобы Петр смог узнать, что вокруг него бурлит насыщенная жизнь.
Вечером он играет для гостей на пианино. Присутствующие поражены великолепным исполнением и сулят великолепное будущее музыканту. В этот момент главный герой по-настоящему почувствовал собственную значимость.
Вскоре дядя Максим решил нанести своему приятелю ответный визит в его усадьбу, взяв с собой Петю. По дороге они заезжают на колокольню, в которой знакомятся с монахами-звонарями. Оказалось, что они слепые, как и юный музыкант.
Короленко описал первого монаха, слепого с рождения и озлобленного на окружающих, и второго, который видел в детстве, а затем потерял зрение из-за болезни, но не забыл лица своей матери. Этот человек веселей, добродушней, по-другому относится к миру.
Знакомство с монахами заставляет главного персонажа произведения задуматься. Его начали мучить сомнения. А вдруг такая злоба находится в душе у всех людей, которые были с рождения слепыми? Рассуждения не дают мальчику расслабиться.
После этого знакомства Петр постепенно чувствует всю боль своего недуга. Он стал чужим, раздраженным и злым, начинает терзать родных. Мальчик пытается узнать непонятные ему образы красок, которые его окружают, болезненно ощущает прикосновение солнечных лучей.
Спустя время мальчик сильно заболел, а после выздоровления сказал, что переезжает с дядей в Киев, чтобы учиться профессионально музыке. В действительности он уходит в странствие с нищими, чтобы постигнуть всю необъятность мира. После возвращения в усадьбу герой стал другим человеком. Его душа исцелена.
Путешествие в Киев было отложено на год. Главный герой все-таки едет учиться, а спустя некоторое время происходит его дебют на большой сцене.
Так завершается повесть Короленко «Слепой музыкант», ее краткое содержание передает только поверхностный смысл произведения, оно не может раскрыть всю проблематику и глубину характеров героев. Чтобы понять, что хотел сказать писатель, повесть нужно прочитать полностью.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!