Особенности творчества Ивана Бунина и его вклад в литературу
М. Горький очень емко выразил отношение к писателю: «Выньте этого человека из русской литературы, и она потускнеет…». Особенность творчества Бунина в том, что он способен в самых обычных вещах находить то, чего другие литераторы не могли заметить. С помощью разнообразных приемов и выразительных средств автор ярко и живо стремится донести до читателя свои глубокие впечатления.
Оглавление:
Эволюция взглядов Бунина
Иван Алексеевич Бунин еще при жизни был признан гениальным писателем, но все же не столь популярным, как, например, Чехов или Достоевский. Сам автор объяснял это положением вне литературных школ. Он не любил, когда критики причисляли его произведения к какому-то направлению. Не обходя вниманием новые тенденции в литературе, он всегда оставался самим собой.
Иван Алексеевич имел в своей литературной деятельности один главенствующий прием — человеческую личность в центре повествования, что появилось не без участия произведений Толстого. Долгие годы этот корифей от литературы был кумиром молодого писателя и оказал большое влияние на его творчество.
Достоевский, наоборот, не представлял для него особого интереса. Тем не менее Бунин у него что-то перенимал, хотя взгляды на изображение дворянской России у них резко различались. В некоторых рассказах («Петлистые уши», «Дело корнета Елагина») он устраивает полемику с романом «Преступление и наказание», нарочно изображая преступление без наказания.
В то же время Бунин в рассказе «Я все молчу» в манере Достоевского показывает саморазрушение личности главного героя. Характерные черты отвергаемого писателя видны и в других его произведениях. Что касается отношения Бунина к модернизму, то у исследователей сложились противоречивые мнения. Долгое время критики писали, что он строго придерживался лучших реалистических традиций XIX века. Зная ироничное отношение писателя к символистам, Блок и Брюсов в свое время утверждали, что подобных наклонностей у него не замечали.
Уже в двадцатые годы прошлого века литературовед Ю. Мальцев назвал писателя «скрытым модернистом», а С. Аверинцев определил черты сходства его сочинений с символистами:
- с Ахматовой — глубокий психологизм;
- с О. Мандельштамом и Н. Гумилевым — экзотика отвлеченных образов.
Несмотря на это, Бунин в общем плане отрицал чистый символизм, обвиняя литераторов этого направления в «обнищании и омертвении русской литературы», а стихи Блока называл «утомительным и нудным вздором».
Сам он считал литературу основной формой изучения и познания человеческого существования. Тяжело переживая разлуку с родиной, Иван Алексеевич ни на кого не держал обиды и всегда оставался на стороне русских классических произведений.
Раннее творчество
Свое литературное творчество Иван Бунин начал с написания стихов, которые были больше подражательны, но искренни и теплы в выражении чувств. В 1891 году был издан его первый сборник стихов, а через шесть лет читатели смогли увидеть несколько рассказов под общим названием «На край света». Первые произведения молодого писателя выражали его философские взгляды и отражали величие и красоту русской природы.
Несмотря на мотив краткости человеческой жизни, который звучит в ряде стихотворений, у Бунина, в отличие от символистов, отсутствуют пессимизм и устремленность в потусторонние миры. Автор радуется, что природа вечна и будет приносить радость и счастье всем поколениям: «счастье жить вовеки не умрет». Поэма «Листопад», посвященная Горькому, передает красоту осени, ее запахи, звуки, цветовые оттенки. Но главное, что хочет выразить поэт, — это «любовь и радость бытия».
Поэзия Бунина глубоко пропитана любовью к Родине. Ее светлый образ виден в неброских, но выразительных картинах природы: в атласных березках, грибных запахах, отлете журавлей. Все пронизано чувством тепла «к родным степям и бедным селеньям». Изображая человека как часть природы, Бунин не был понят многими современниками. Было принято считать, что русские поэты всегда воспевали природу как фон происходящих с человеком событий. Это как раз и мешало увидеть в бунинском творчестве развитие лучших традиций на новом уровне.
Бунина знают больше как прозаика, в жанре рассказа он проявил себя как чуткий наблюдатель за русским жизненным укладом. Основными темами ранней прозы писателя были крестьяне и мелкопоместные дворяне. Рисуют безрадостные картины крестьянского переселения и нищету мужиков рассказы:
- «На чужой стороне»;
- «На край света»;
- «Танька» и другие.
Зорким глазом пророка Бунин видел предстоящие изменения: в деревню приходил капитализм.
Разорение дворянских поместий вызывает у него глубокое чувство грусти. Исчезало, по его мнению, целое сословие, которое принесло России немало культурных ценностей. Телеграфные столбы, контрастирующие со старинными строениями, для него были знаком гибели дворянской России.
Очень ярко эта грусть запечатлена в рассказе «Антоновские яблоки», за который Горький назвал писателя «молодым богом». Поражает сочный и красивый язык писателя, тонкое восприятие природы и способность передать ее четко и образно. Рука гениального мастера чувствуется в описании сбора яблок, осеннего пейзажа, молотьбы, в эпизодах охоты.
Расцвет литературной деятельности
Одним из значительных произведений дореволюционного творчества Бунина является повесть «Деревня» (1910), после выхода которой русская общественная мысль задалась вопросом: «Быть или не быть России?». Поэтический язык его первых стихов и рассказов сменило жесткое драматическое повествование. Главный герой Кузьма Красов, прожив нелегкую жизнь, задается главным русским вопросом: «Кто же виновен в этом?».
Как бы отвечая на этот вопрос, его учитель Балашкин напоминает о трагических судьбах Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других талантливых людей России. И когда он в конце своей речи обвиняет во всем народ, Кузьма не выдерживает: «Такой народ! Величайший народ, а не „такой“, позвольте вам заметить… Ведь писатели-то эти — дети этого самого народа». Новые впечатления писатель получил во время поездки по странам Востока в 1907 году.
Он размышляет о мудрости веков, о культуре, созданной человеком, и жестокости цивилизации. Так рождается рассказ «Господин из Сан-Франциско». Не наделив героя, американского бизнесмена, даже именем, автор сообщает, что всю жизнь этот человек думал только об увеличении состояния, в нем нет ничего человеческого. Сила денег не спасает его перед лицом смерти, но на самом деле он и при жизни был духовно мертв. Бунин говорит о власти золота над человеком. Даже корабль, везущий мертвого господина, символизирует мир, где все продается и покупается.
В 1911 году в печати появляется его повесть «Суходол», которую Горький назвал «панихидой» по дворянству. Но здесь показано не только сожаление о предстоящей гибели поместий, но и бесправное положение крестьян при дворе помещика. Раскрывая трагическую судьбу бывшей крепостной Натальи, писатель выносит обвинительный приговор хозяевам Суходола. Несмотря на печальный ход событий, рассказ очень поэтичен. Лирические воспоминания девушки комментирует и дополняет замечаниями сам автор.
Окончательный стиль и мировоззрение Бунина оформляются в 1914—1916 годах. Его повести и рассказы становятся более утонченными и принимают значение философских идей. Размышления о смысле жизни введены в рассказ «Сны Чанга».
Произведение построено на контрасте двух правд: жизнь прекрасна и, наоборот, она только для сумасшедших. Повествование не дает надежд на устройство жизни по первой из них и предлагает искать третью, божественную правду.
Урок по этапам жизни писателя
Методика урока на тему «Характеристика творческого пути Ивана Бунина» предполагает использовать слайды, слово учителя и краткие сообщения учащихся. Занятие начинается с доклада одного из них о детстве и отрочестве писателя. В процессе рассказа читаются стихи, написанные им в возрасте 8—9 лет. После этого учитель задает вопрос классу: «Вспомните из курса истории, какие события происходили в этот период».
Учащиеся вспоминают, что незадолго до рождения Бунина, в 1861 году, было отменено крепостное право, и началось разорение деревни. Следующее сообщение относится ко времени учебы в гимназии и послегимназического обучения. Юлий, старший брат писателя, относился к народнической организации. Дети вспоминают, кто такие народники, и делают вывод, под чьим влиянием формировался характер будущего литератора. Кто-то из школьников сообщает о первых изданиях поэтических сборников и рассказов.
Учитель делает их краткий анализ, рассказывает о знакомстве Бунина с Варварой Пащенко и неудачной женитьбе на Анне Цакни. Вопрос к учащимся: «Что значила любовь к Вере Муромцевой в жизни Бунина?». Далее следует слово учителя о любовной лирике и чтение стихов, посвященных Муромцевой. Затем идет речь о 90-х годах XIX века — плодотворном периоде в творчестве Бунина. Рассказав ребятам о знакомстве писателя с Чеховым и Толстым, учитель переходит к анализу рассказа «Антоновские яблоки».
К следующему уроку дается задание: прочитать в учебнике материал о дальнейшей судьбе Ивана Алексеевича Бунина и ответить на вопрос: «Какой вклад внес Бунин в русскую литературу?», а также подготовить реферат на тему «Творчество Бунина за рубежом».
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!