Описание картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»
Постижение школьного курса русского языка предполагает выполнение большого количества разноплановых заданий, в том числе и написание сочинения-описания картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Это эпичное полотно позволяет своими глазами увидеть один из важнейших моментов исторического прошлого России и прочувствовать всю мощь страны и народа.
Оглавление:
Краткая история создания
Написанием полотна художник занимался в период с 1891 по 1895. Василий Суриков постарался в красках изобразить грандиозное военное действо, сражение дружины атамана Ермака Тимофеевича и хана Кучума, который правил в сибирских землях. Дата изображенного события — 1582 год.
Несмотря на то что полотно батального содержания изображало отнюдь не современные события, мастерство художника было оценено по достоинству. Картину «Ермак покоряет Сибирь» приобрел император Николай Второй, позднее она была передана Русскому музею, жемчужиной которого является по сей день.
Вот основные вехи истории создания полотна:
- Замысел возник у Сурикова в 1889 году, однако приступить к работе он смог лишь через 2 года.
- Художник позднее отмечал, что тема и композиция возникла гораздо раньше, чем он изучил документальные источники изображаемых событий.
- Перед созданием батального полотна Суриков неоднократно делал художественные наброски предполагаемого места действия. Прототипом самого атамана стал нарисованный художником шаман.
Детально проработаны Суриковым и особенности одеяния воинов, в том числе дружины Ермака и войска Кучума. Известно, что он очень тщательно изучал особенности украшений, рисуя этюды с остряков и эвенков.
Композиция и главные герои
«Покорение Сибири Ермаком» — картина Сурикова настолько большого размера, что в период ее написания художник был вынужден переехать из своей московской квартиры в более просторную жилплощадь. На полотне запечатлен важнейший кульминационный момент сибирского похода Ермака — сражение его казаков с мощной армией хана Кучума, который не желал отказываться от благодатных и богатых сибирских земель.
Художник построил композицию таким образом, чтобы наиболее ярко показать зрителям неразрывное единство самого атамана и его дружины. Это войско, каждый солдат которого — индивидуальность, что обеспечивается детальной прорисовкой фигур. Но вместе с тем, каждый из них — часть единого целого.
Такова картина «Покорение Сибири Ермаком»: краткое описание предполагает выделение следующих важнейших особенностей композиционного ряда:
- Структура полотна растянута по диагонали. В центральной и нижней левой частях располагается казачий авангард.
- Центральной фигурой выступает сам Ермак Тимофеевич. Его художник нарисовал в профиль, с рукой, призывно вытянутой вперед.
- Над всем казачьим войском горделиво развевается хоругвь со святым ликом и фигурой Георгия-Победоносца.
- При этом рука атамана и хоругвь нарушают композиционную диагональ, поскольку выходят за границы полотна, отведенные казачьей дружине, на место, предназначенное для Кучума. Таким образом художник подчеркивает, что очень скоро Ермака и верных ему людей ожидает заслуженная победа, полученная дорогой ценой.
- Центральную и нижнюю правую части полотна занимают солдаты Кучума, в пестром разнообразии одеяний которых художник постарался передать многоплановость враждебных народностей.
Важно рассмотреть детали произведения. С величайшим мастерством Суриков изобразил отчаяние на лицах нескольких татар, которые осознали, что на сей раз победа оставила их. Нос ладьи казачьего атамана, кажется, врезается вглубь неприятельского войска, раскидывая татар по сторонам и заставляя их бежать в панике.
Проведение анализа полотна
Чтобы написать сочинение или подготовить доклад о походе Ермака в Сибирь, следует внимательно рассмотреть репродукцию, уделив особое внимание значимым деталям композиции. Например, интерес представляют образы шаманов, которых автор полотна поместил на заднем плане, за спинами обращенного в панику неприятельского войска. Кажется, что они посылают магические посылы татарским воинам, призывают на помощь своих языческих покровителей, чтобы противостоять святому лику и Святому Георгию, изображенным на казачьих хоругвях. Но победа в этом походе на стороне Ермака.
В центральной части картины на заднем фоне легкими штрихами прорисован силуэт города, за который и ведется это сражение. Также задний план представляет татарская конница, которая не смогла оказать помощь в водном сражении.
Таково «Взятие Сибири Ермаком» — картина, размеры которой 2,85 х 5,99 метра. Жанр — батальная живопись. В работе художник использовал темные тона:
- Вода в реке мутно-серая, вероятнее всего, очень холодная. Но это не смущает отважную дружину, на лицах у казаков нарисована решимость.
- На небе нет солнца, его заволокли мрачные серые тучи.
- Серый берег завершает собой создание атмосферы.
При анализе полотна в классе или дома важно подчеркнуть, что Василий Иванович Суриков хотел изобразить в качестве главного героя не самого покорителя Сибири, бравого казачьего атамана, а народ — неизвестных простых воинов, подвиг которых несомненен. Именно поэтому Ермак ничем не выделяется из толпы, единственное, что выдает в нем командира — призывно поднятая вверх рука.
Таковы основные особенности картины Сурикова про завоевание Сибири. На основании анализа репродукции можно написать сочинение-рассуждение или эссе.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!