Описание картины Валентина Серова «Мика Морозов»
Название произведения живописи рассказывает только об изображаемом сюжете или называет имя позирующей модели. Однако в полотне талантливого художника скрыта история — иногда захватывающая, порой мистическая, но всегда интересная. Описание картины Серова «Мика Морозов» раскрывает методику работы великого русского портретиста, позволяет узнать о том, как сложилась дальнейшая жизнь мальчика, запечатлённого на холсте.
Гениальный портретист
Девятнадцатого января 1865 года в Санкт-Петербурге родился Валентин Александрович Серов. Когда мальчику исполнилось шесть лет, скончался отец, музыкальный критик и композитор, Александр Николаевич. Спасаясь от горя, Валентина Семёновна уезжает за границу, а сына отправляет в имение Никольское под Смоленском. На следующий год подросток присоединяется к матери. Здесь в Мюнхене мальчик берёт первые уроки рисования у гравёра К. Кёппинга.
В 1874 году в Париже происходит встреча с И. Е. Репиным. Тридцатилетний выпускник российской Академии художеств помогал расти и крепнуть таланту юного Серова. По рекомендации Ильи Ефимовича юношу зачисляют в 1880 году вольнослушателем, а через два года студентом на третий курс Императорской художественной академии. В учебном заведении грани таланта будущего портретиста шлифовал профессор П. П. Чистяков.
Наставники приучили Серова работать вдумчиво и неторопливо. Живописец виртуозно овладел техникой рисования, что позволяло постоянно экспериментировать, давало простор фантазии. Обучаясь в Академии, Валентин пишет жанровые картины и натюрморты. Но особенно удаются художнику портреты.
В 1887 году создаётся полотно «Девочка с персиками», которое делает Серова знаменитым и востребованным. Поступают предложения от титулованных лиц. Художник рисует портреты современников и выдающихся деятелей искусства.
С конца 1892 года Валентин Александрович работает над портретами членов императорской семьи. Сначала художник рисует Александра III с женой и детьми. Затем создаются портреты Николая II и родственников царствующей фамилии. Однако после кровавых событий в Санкт-Петербурге 9 января 1905 года Серов отказывается от выполнения царских заказов.
Написание портретов В. А. Серов совмещает с преподавательской деятельностью. В 1890 году художник начинает давать частные уроки, а с 1897 года преподаёт класс натуры в училище живописи, ваяния и искусства.
В число лучших учеников входят:
- мастер жанровой живописи П. В. Кузнецов;
- театральный художник и пейзажист М. С. Сарьян;
- сценограф, автор серии натюрмортов Н. Н. Сапунов;
- график, живописец и искусствовед К. С. Петров-Водкин;
- портретист и книжный иллюстратор Н. П. Ульянов;
- мастер пейзажа К. Ф. Юон.
Напряжённая работа, преподавание в училище, нервный стресс сказывается на здоровье портретиста. В октябре 1903 года Серов серьёзно заболел — прободная язва желудка и перитонит. Хирург А. В. Чегодаев успешно прооперировал пациента и спас художника от смерти.
Пятого декабря 1911 у Валентина Александровича случился приступ стенокардии. Живописец умер. Похороны состоялись в новом некрополе московского Донского монастыря. В 1939 году останки В. А. Серова перенесли на Новодевичье кладбище.
Устремлённый в вечность
Картина «Мика Морозов» создавалась Валентином Серовым в 1901 году. Портрет написан маслом на холсте размером 62,3 см на 70,6 см. Шедевр хранится в Третьяковской галерее.
На картине изображён четырёхлетний Миша Морозов, младший сын промышленника и коллекционера Михаила Абрамовича Морозова. Портрет написан за четыре сеанса, каждый из которых длился около 30 минут.
Характеристика картины
Ребёнок сидит в кресле. Банальный, на первый взгляд, сюжет для портрета. Однако не всё так просто. Мимо картины невозможно спокойно пройти, бросив мимолётный взгляд.
Секрет притягательности полотна кроется в таланте художника, который сумел мастерски передать непоседливость юного существа. Серов ухватывает стремительность детской фигуры и выражает экспрессию движения на статичном холсте.
Итак, мальчик сидит. Невзрачный фон интерьера не позволяет точно определить, что находится за спиной модели — стена или драпировка. На кресле висит то ли сумка, то ли подушка из цветной материи. На сиденье лежит оранжево-зелёный коврик, почти полностью скрываемый одеянием ребёнка.
Серо-коричневая однотонность заднего плана акцентирует внимание зрителя на герое картины. Мальчик одет в белоснежную рубашку, которая рождает ассоциацию с ангелом. Взъерошенные нежно-золотистые локоны и живые агатовые глаза, румянец на щёчках и чуть приоткрытые алые губы придают образу маленького Миши необычайную привлекательность.
Фигура модели наполнена динамикой. Тело слегка повёрнуто влево, напряжённый взгляд устремлён на какой-то предмет, который поглотил все мысли ребёнка. Ладони мальчика лежат на ручках кресла и готовы в любое мгновение помочь телу оторваться от опоры.
Чтобы добиться от модели требуемой позы и необходимого душевного состояния, художник пошёл на хитрость. Серов обещал, что после сеанса ребёнок получит подарок. Дабы заинтриговать малыша, в коробку на столе напротив каждый раз помещался новый предмет.
При написании портрета Мики Морозова художник использует приёмы и методы импрессионизма. Валентин Александрович наносит мазки порывисто, одним движением. Лицо ребёнка тщательно прорисовано, а задний фон, рубашка, руки и волосы малыша эскизно обозначены размашистыми штрихами. Динамичность живописной техники передаёт энергетику, которой наполнена изображаемая модель. Контраст цветовой невнятности интерьера и яркость детской фигуры, как будто святящейся изнутри, создаёт впечатление, что ребёнок вот-вот вырвется за пределы холста.
Каждый миг жизни неповторим и невозвратен. Перед портретистом стоит чрезвычайно трудная задача — ухватить и запечатлеть на холсте момент, когда изменяется душевное состояние человека. Серову удалось остановить время. Художник переносит эфемерное мгновение в пространство вечности.
Непоседливая модель
Герой портрета — Мика Морозов. Интересно проследить за судьбой мальчика, который позировал для Валентина Александровича Серова.
Появление ребёнка на свет сопровождалось драматическими событиями. На седьмом месяце беременности Маргарита Кирилловна получила известие о серьёзном заболевании матери — онкология. Нервное потрясение приводит к преждевременным родам. На второй день у недоношенного Миши происходит спазм сердечной мышцы. Из-за угрозы повторного приступа и опасаясь летального исхода, младенца срочно крестили. К счастью, всё обошлось. Следующие годы мальчика, чтобы укрепить здоровье, регулярно вывозят летом в деревню, а осенью — к морю.
К моменту написания Серовым портрета малыш освоил английский язык. Этому способствовало общение с интеллигентной няней мисс Маквити, которая называла ребёнка Микки. В пять лет Миша научился читать и писать.
Владение английским языком помогало во время учёбы в Оксфорде и Кембридже. После возвращения в Москву Михаил учился в университете на факультете филологии. Молодой человек овладел греческим и латинским языками, наизусть декламировал комедии Мольера по-французски.
В 20-х годах прошлого столетия Морозов работает театральным режиссёром и переводит пьесы Ф. Шиллера и А. де Мюссе. Материальные затруднения заставляют преподавать иностранные языки, читать лекции по истории зарубежного искусства. В этот период Михаил Михайлович сосредотачивается на изучении теории литературы.
Темой литературоведческих изысканий Морозова стало «шекспироведение». Учёный публикует аналитические обзоры по творчеству английского драматурга, пишет рецензии на театральные постановки по пьесам В. Шекспира. Десять лет с 1937 года руководит работой «Шекспировского кабинета» во Всероссийском театральном обществе.
Михаил Михайлович организовывал шекспировские конференции, по итогам которых издавались сборники со статьями участников форума. Неоценимую помощь Морозов оказал Б. Пастернаку, когда поэт переводил на русский язык трагедии «Ромео и Джульетта» и «Гамлет».
Следует отметить основные труды М. М. Морозова:
- «Комментарии к пьесам Шекспира».
- «Шекспир».
- «Шекспир на советской сцене».
Учёный с мировым именем получал мизерную, по европейским стандартам, зарплату и окончил жизнь в коммунальной квартире. Михаил Михайлович Морозов скончался 9 мая 1952 года, похоронен на Введенском кладбище.
Серов Валентин и Мика Морозов. Два имени навеки соединились в художественном шедевре великого портретиста. Владея фактическим материалом, устное сочинение по картине можно превратить в увлекательный рассказ о жизни двух замечательных людей.
Название произведения живописи рассказывает только об изображаемом сюжете или называет имя позирующей модели. Однако в полотне талантливого художника скрыта история — иногда захватывающая, порой мистическая, но всегда интересная. Описание картины Серова «Мика Морозов» раскрывает методику работы великого русского портретиста, позволяет узнать о том, как сложилась дальнейшая жизнь мальчика, запечатлённого на холсте.
Гениальный портретист
Девятнадцатого января 1865 года в Санкт-Петербурге родился Валентин Александрович Серов. Когда мальчику исполнилось шесть лет, скончался отец, музыкальный критик и композитор, Александр Николаевич. Спасаясь от горя, Валентина Семёновна уезжает за границу, а сына отправляет в имение Никольское под Смоленском. На следующий год подросток присоединяется к матери. Здесь в Мюнхене мальчик берёт первые уроки рисования у гравёра К. Кёппинга.
В 1874 году в Париже происходит встреча с И. Е. Репиным. Тридцатилетний выпускник российской Академии художеств помогал расти и крепнуть таланту юного Серова. По рекомендации Ильи Ефимовича юношу зачисляют в 1880 году вольнослушателем, а через два года студентом на третий курс Императорской художественной академии. В учебном заведении грани таланта будущего портретиста шлифовал профессор П. П. Чистяков.
Наставники приучили Серова работать вдумчиво и неторопливо. Живописец виртуозно овладел техникой рисования, что позволяло постоянно экспериментировать, давало простор фантазии. Обучаясь в Академии, Валентин пишет жанровые картины и натюрморты. Но особенно удаются художнику портреты.
В 1887 году создаётся полотно «Девочка с персиками», которое делает Серова знаменитым и востребованным. Поступают предложения от титулованных лиц. Художник рисует портреты современников и выдающихся деятелей искусства.
С конца 1892 года Валентин Александрович работает над портретами членов императорской семьи. Сначала художник рисует Александра III с женой и детьми. Затем создаются портреты Николая II и родственников царствующей фамилии. Однако после кровавых событий в Санкт-Петербурге 9 января 1905 года Серов отказывается от выполнения царских заказов.
Написание портретов В. А. Серов совмещает с преподавательской деятельностью. В 1890 году художник начинает давать частные уроки, а с 1897 года преподаёт класс натуры в училище живописи, ваяния и искусства.
В число лучших учеников входят:
- мастер жанровой живописи П. В. Кузнецов;
- театральный художник и пейзажист М. С. Сарьян;
- сценограф, автор серии натюрмортов Н. Н. Сапунов;
- график, живописец и искусствовед К. С. Петров-Водкин;
- портретист и книжный иллюстратор Н. П. Ульянов;
- мастер пейзажа К. Ф. Юон.
Напряжённая работа, преподавание в училище, нервный стресс сказывается на здоровье портретиста. В октябре 1903 года Серов серьёзно заболел — прободная язва желудка и перитонит. Хирург А. В. Чегодаев успешно прооперировал пациента и спас художника от смерти.
Пятого декабря 1911 у Валентина Александровича случился приступ стенокардии. Живописец умер. Похороны состоялись в новом некрополе московского Донского монастыря. В 1939 году останки В. А. Серова перенесли на Новодевичье кладбище.
Устремлённый в вечность
Картина «Мика Морозов» создавалась Валентином Серовым в 1901 году. Портрет написан маслом на холсте размером 62,3 см на 70,6 см. Шедевр хранится в Третьяковской галерее.
На картине изображён четырёхлетний Миша Морозов, младший сын промышленника и коллекционера Михаила Абрамовича Морозова. Портрет написан за четыре сеанса, каждый из которых длился около 30 минут.
Характеристика картины
Ребёнок сидит в кресле. Банальный, на первый взгляд, сюжет для портрета. Однако не всё так просто. Мимо картины невозможно спокойно пройти, бросив мимолётный взгляд.
Секрет притягательности полотна кроется в таланте художника, который сумел мастерски передать непоседливость юного существа. Серов ухватывает стремительность детской фигуры и выражает экспрессию движения на статичном холсте.
Итак, мальчик сидит. Невзрачный фон интерьера не позволяет точно определить, что находится за спиной модели — стена или драпировка. На кресле висит то ли сумка, то ли подушка из цветной материи. На сиденье лежит оранжево-зелёный коврик, почти полностью скрываемый одеянием ребёнка.
Серо-коричневая однотонность заднего плана акцентирует внимание зрителя на герое картины. Мальчик одет в белоснежную рубашку, которая рождает ассоциацию с ангелом. Взъерошенные нежно-золотистые локоны и живые агатовые глаза, румянец на щёчках и чуть приоткрытые алые губы придают образу маленького Миши необычайную привлекательность.
Фигура модели наполнена динамикой. Тело слегка повёрнуто влево, напряжённый взгляд устремлён на какой-то предмет, который поглотил все мысли ребёнка. Ладони мальчика лежат на ручках кресла и готовы в любое мгновение помочь телу оторваться от опоры.
Чтобы добиться от модели требуемой позы и необходимого душевного состояния, художник пошёл на хитрость. Серов обещал, что после сеанса ребёнок получит подарок. Дабы заинтриговать малыша, в коробку на столе напротив каждый раз помещался новый предмет.
При написании портрета Мики Морозова художник использует приёмы и методы импрессионизма. Валентин Александрович наносит мазки порывисто, одним движением. Лицо ребёнка тщательно прорисовано, а задний фон, рубашка, руки и волосы малыша эскизно обозначены размашистыми штрихами. Динамичность живописной техники передаёт энергетику, которой наполнена изображаемая модель. Контраст цветовой невнятности интерьера и яркость детской фигуры, как будто святящейся изнутри, создаёт впечатление, что ребёнок вот-вот вырвется за пределы холста.
Каждый миг жизни неповторим и невозвратен. Перед портретистом стоит чрезвычайно трудная задача — ухватить и запечатлеть на холсте момент, когда изменяется душевное состояние человека. Серову удалось остановить время. Художник переносит эфемерное мгновение в пространство вечности.
Непоседливая модель
Герой портрета — Мика Морозов. Интересно проследить за судьбой мальчика, который позировал для Валентина Александровича Серова.
Появление ребёнка на свет сопровождалось драматическими событиями. На седьмом месяце беременности Маргарита Кирилловна получила известие о серьёзном заболевании матери — онкология. Нервное потрясение приводит к преждевременным родам. На второй день у недоношенного Миши происходит спазм сердечной мышцы. Из-за угрозы повторного приступа и опасаясь летального исхода, младенца срочно крестили. К счастью, всё обошлось. Следующие годы мальчика, чтобы укрепить здоровье, регулярно вывозят летом в деревню, а осенью — к морю.
К моменту написания Серовым портрета малыш освоил английский язык. Этому способствовало общение с интеллигентной няней мисс Маквити, которая называла ребёнка Микки. В пять лет Миша научился читать и писать.
Владение английским языком помогало во время учёбы в Оксфорде и Кембридже. После возвращения в Москву Михаил учился в университете на факультете филологии. Молодой человек овладел греческим и латинским языками, наизусть декламировал комедии Мольера по-французски.
В 20-х годах прошлого столетия Морозов работает театральным режиссёром и переводит пьесы Ф. Шиллера и А. де Мюссе. Материальные затруднения заставляют преподавать иностранные языки, читать лекции по истории зарубежного искусства. В этот период Михаил Михайлович сосредотачивается на изучении теории литературы.
Темой литературоведческих изысканий Морозова стало «шекспироведение». Учёный публикует аналитические обзоры по творчеству английского драматурга, пишет рецензии на театральные постановки по пьесам В. Шекспира. Десять лет с 1937 года руководит работой «Шекспировского кабинета» во Всероссийском театральном обществе.
Михаил Михайлович организовывал шекспировские конференции, по итогам которых издавались сборники со статьями участников форума. Неоценимую помощь Морозов оказал Б. Пастернаку, когда поэт переводил на русский язык трагедии «Ромео и Джульетта» и «Гамлет».
Следует отметить основные труды М. М. Морозова:
- «Комментарии к пьесам Шекспира».
- «Шекспир».
- «Шекспир на советской сцене».
Учёный с мировым именем получал мизерную, по европейским стандартам, зарплату и окончил жизнь в коммунальной квартире. Михаил Михайлович Морозов скончался 9 мая 1952 года, похоронен на Введенском кладбище.
Серов Валентин и Мика Морозов. Два имени навеки соединились в художественном шедевре великого портретиста. Владея фактическим материалом, устное сочинение по картине можно превратить в увлекательный рассказ о жизни двух замечательных людей.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!