Пьеса М. Булгакова «Кабала святош»: краткое содержание
Писатель М. Булгаков никогда не скрывал, что не признал революцию, так как считал ее причиной будущей катастрофы России. Не были приняты большевистской властью и его произведения. Потерпела неудачу первая постановка пьесы «Кабала святош». Краткое содержание произведения поможет учащимся подготовиться к урокам литературы, понять и оценить творческий замысел автора и идейный смысл драмы, происходящей на сцене.
Оглавление:
История создания
Драма «Кабала святош» (второе название пьесы — «Мольер») была написана Булгаковым специально для постановки во МХАТе. В январе 1930 года он читал ее перед актерами театра, и вскоре труппа приступила к репетициям. Но в самый разгар подготовки спектакль был запрещен цензурой по политическим соображениям. Только после личной встречи писателя со Сталиным и благодаря поддержке Горького спектакль был разрешен для постановки. Многое пришлось изменить, кое-что убрать.
К примеру, чтобы зрители не увидели в реплике Мольера «Ненавижу бессудную тиранию» намек на существующую власть, «бессудную» заменили на «королевскую». Спектакль, появившийся на сцене только в 1936 году, прошел несколько раз с большим успехом, но неприятности на этом не закончились. Сразу после премьеры в газете «Советское искусство» появляется разгромная статья театрального критика Литовского. В ответ на нее Керженцев, управляющий по делам искусства, усмотрев в содержании политическую подоплеку, доложил об этом вождю. В результате пьеса снова оказалась в опале.
Но, к удовольствию автора, еще раньше, в 1933 году, на сцене Рижского театра имени А. П. Чехова состоялась постановка под названием «Комедианты Господина Мольера». Главного героя блестяще сыграл актер Юровский. С 1966 года и до сегодняшнего времени «Кабала святош» успешно идет во многих российских и зарубежных театрах. Роль известного французского комедианта исполняли известные артисты:
- С. Юрский;
- О. Ефремов;
- Ю. Соломин;
- А. Ширвиндт и другие.
Очень удачной считается постановка пьесы в Ленкоме молодого режиссера Павла Сафонова в 2017 году. Она шла под названием «Сны господина де Мольера». Хорош был в роли Мольера актер Игорь Миркурбанов, интересно выдал образ Людовика В. Вержбицкий. Анна Большова сыграла Мадлену Бежар.
Краткое содержание
При открытии занавеса зритель видит Париж времен Людовика XIV. В гримерку театра Пале-Рояль вбегает, сыграв роль Сганареля, Мольер и просит воды. Он взволнован не на шутку: в зрительном зале находится сам король. Выпив воды, он вновь убегает на сцену, говорит королю наскоро сочиненные стихи, его прославляющие. Все аплодируют, слышен голос Людовика: «Благодарю вас!». Мольер снова в уборной, мимоходом обижает слугу, тут же смотрит на фокус Шарлатана: тот в воздухе шевелит пальцами, изображая игру на клавесине, а на инструменте клавиши начинают двигаться, издавая красивую музыку.
Артисту фокус понравился, и он обещает включить его в антракт следующего спектакля. Затем Мольер снова выходит к зрителям. Его возлюбленная актриса Арманда Бежар ждет любимого в гримерной. Когда они остаются наедине, признаются друг другу в любви и договариваются встретиться вечером в саду. Внезапно стучат в дверь. Приходит маркиз д’Орсиньи, который передает Мольеру 5 тыс. ливров в подарок от короля. Мольер делит деньги между актерами, себе оставив меньшую часть.
Мольер, проводив короля, посылает слугу Бутона за Мадленой Бежар и сообщает ей, что любит ее сестру и женится на ней. Мадлена бросается в ноги, просит Мольера оставить в покое ее сестру и советует обратить внимание на красавицу Риваль. Мольер говорит, что поздно что-либо менять. Мадлена сообщает о своем уходе из театра. Когда женщина остаётся одна, приходит Лагранж, который в курсе ее тайны и клянется вечно ее хранить. Оставшись один, он рассуждает о том, что Арманда на самом деле дочь Мадлены, но никто пока не знает об этом, кроме него.
Проходит несколько лет. Сцена. За обедом короля навещает архиепископ маркиз де Шаррон и приводит с собой бродячего проповедника Варфоломея, который требует от лица церкви расправиться с антихристом Мольером и его комедией «Тартюф». То, что кто-то смеет от него что-то требовать, злит короля, поэтому он отдает приказ наказать бродягу. Архиепископ просит короля защитить чистоту церкви, которую оскверняет драматург своими творениями. Людовику жалко талантливого актера, он приглашает Мольера к себе.
Король просит его в будущем с почтением относиться к церкви и разрешает «Тартюфа». «Дорогу королю! Тартюф разрешен!», — восторженно кричит Мольер. Члены Кабалы не согласны с решением короля и всячески стараются навредить комедиографу. В личной жизни тоже не все гладко: он застает жену чуть ли не в объятиях своего приемного сына Муаррона, которого гонит прочь.
В третьем действии пьесы:
- По доносу Муаррона приводят Мадлену, которая исповедуется и признается, что кроме Мольера жила еще с одним мужчиной и не знает, от кого родилась Арманда.
- Мадлене Шаррон отпускает грехи, а дочери сообщает, что она, возможно, дочь Мольера. Та падает без чувств.
Мольеру запрещается играть «Тартюфа», он с этого дня лишается милости короля.
Оставшись без работы и жены, не выдержав предательства сына, Мольер умирает во время спектакля «Мнимый больной». Лагранж, делая запись в свою книгу, вслух говорит, что великого актера погубили король и черная Кабала.
Особенности изучения пьесы
Пьеса «Кабала святош» Булгакова, краткое содержание которой учащиеся летом записывают в читательский дневник, изучается в 11 классе. Особенно важно, чтобы школьники, читая и анализируя произведение, увидели взаимосвязь произведений Мольера с общественной борьбой, которая в те времена существовала в его стране. Во Франции тогда действовала католическая организация «Общество святых даров», ратовавшая за «чистоту нравов», но на самом деле это была шайка святошей, мошенников и преступников.
Выступая против идеологии церковных фанатиков, автор пьесы через эпизод заседания Кабалы показывает реальную историческую обстановку борьбы за комедию «Тартюф». Заплатив потерей собственного достоинства и правом свободно творить, Мольер оказывается побежденным, но понявшим многое: «Всю жизнь я ему лизал шпоры и думал только одно: не раздави. И вот все-таки — раздавил! Тиран!».
Булгаков, как и его герой, говорит правду, тоже готов пойти на компромисс с государственной властью, но так же, как и Мольер, стал жертвой «кабалы святош», которая защищала «бессудную власть».
На трех отведенных программой уроках необходимо ответить на основной проблемный вопрос: «Что стало причиной смерти великого артиста?». Для этого подробно анализируется первое действие пьесы, чтобы как можно полнее раскрыть образ комедиографа.
Второе занятие посвящается победе и поражению Мольера, детям дают задание на дом перечитать третье действие. На последнем уроке проводится характеристика короля Людовика.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!