Анализ и мораль басни «Квартет» И.А. Крылова
Иван Андреевич Крылов — великий русский баснописец. Еще при жизни он заслужил признание и славу благодаря своим произведениям. «Квартет» выделяется среди всех творений Крылова тем, что современники автора приняли его за политическую сатиру, в которой осуждается и высмеивается новое правительство. Анализ и мораль басни «Квартет» определит уникальность и истинную суть поэзии, а также поможет ученикам в написании сочинения по творчеству автора.
Оглавление:
Герои басни
Главные персонажи басни — это звери:
- Мартышка;
- Медведь;
- Козел
- Осел.
Они не научились пользоваться музыкальными инструментами, хоть и играют на них. Помимо четырех главных героев, которые пытались играть, в басне присутствовал соловей. Его можно отнести к второстепенному персонажу, выразившему в конце произведения взгляд автора.
Краткое содержание
Сюжет басни разворачивается вокруг осла, козла, мартышки и медведя. Все четверо решили играть музыку. Но как только они взялись за инструменты, поняли, что у них не получается красивая мелодия. Тогда звери начали искать причину. Они перебрали, казалось бы, всевозможные варианты: и что они не так сидят, и нужно расположиться в ряд, но, несмотря на все споры, музыка у них не получалась.
Тогда они позвали на помощь соловья, чтобы тот посадил их как следует и они заиграли. Но птица ответила: чтобы стать музыкантом, нужно уметь играть на инструментах. А никто из зверей этого не умел, а потому, как ни садись, мелодия у них не получится. И они взялись за занятие не под стать себе.
История создания
Произведение было написано Иваном Андреевичем Крыловым в 1811 году. Впервые байка была опубликована автором в сборнике «Новые басни». Крылову на тот момент уже было 42 года. Создатель басен был занят в Императорской публичной библиотеке, и в его таланте уже никто не сомневался — он был широко известен своим творчеством. В своих произведениях он часто применял аллегорию и сквозь сказочные образы обличал человеческие пороки.
Одна из версий создания басни предполагает, что предпосылкой для ее написания стало проведение реформы в Государственном совете. В результате реформирования 1810 года департамент разделился на четыре части, во главе каждой из которых стал свой высокопоставленный чиновник. Однако члены совета не смогли сразу освоить новый принцип работы. Создать иерархию, удовлетворяющую всем требованиям, они смогли лишь посредством многочисленных пылких споров.
«Есть предание, что Крылов по этому случаю написал свой „Квартет“, разумея под Мартышкой — Мордвинова, под Ослом — Завадовского, под Козлом — Лопухина, под Медведем — Аракчеева.» (М. Н. Лонгинов, примечание к воспоминаниям И. И. Дмитриева «Взгляд на мою жизнь», 1861 г.)
Другая версия ссылается на открытие Крыловым сообщества «Беседа любителей русского слова». Их собрания чаще всего проходили в имении Гавриила Державина. И в обществе то и дело случались споры по поводу распределения мест между его членами.
Анализ произведения
Басня Крылова таит в себе скрытый смысл. С одной стороны, читателю может показаться, что автор высмеивает музыкантов-самоучек и их жаркое рвение выступать на сцене. Ведь они сквозь свое желание творить искусство могут не замечать того, что они неспособны к этому — у них нет необходимого таланта или элементарных познаний.
Но звери в ней служат лишь аллегорическими образами. На примере неумелых музыкантов Крылов хотел показать, как глупо на самом деле выглядят со стороны пустословы и хвастуны. И при этом неважен ни возраст, ни то, какое положение в обществе занимает человек.
Стихотворный размер басни — разностопный ямб. Рифма в «Квартете» преобладает смежная. Из-за первой версии истории написания басню можно считать политической сатирой. Но мораль ее намного глубже и не имеет ничего общего с сиюминутным контекстом.
Основная мысль выражена в строках: «А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь».
Проводя разбор басни, нельзя обойти стороной художественные приемы, использованные Иваном Андреевичем при написании произведения:
- Обращение мартышки «Братцы!» в отношении к другим героям демонстрирует очеловечивание персонажей.
- Антропоним — употребление человеческого имени по отношению к животным («Косолапый Мишка»). Это же выражение является примером фольклорного эпитета, которые часто встречаются в творчестве Крылова.
- Гиперболизация — «запляшут лес и горы».
- Архаизм — устаревший глагол «нейдет».
Мораль басни «Квартет» заключается в том, что если начинать что-то делать, ничего не умея, то толку от этого не получить, как ни старайся. Всему в этой жизни нужно учиться. Проводя анализ басни «Квартет», можно заметить, что суть произведения автор донес до читателя в последних строках и выразил их словами соловья. Ведь любой навык является показателем упорной работы, а не отражением высокой самооценки того, кто решил этот навык продемонстрировать.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!