Особенности архитектуры Древнего Рима кратко
Священная Римская империя — древняя и могущественная цивилизация. Она оставила потомкам богатое культурное наследие в виде каменной летописи, скульптур и удивительных построек. В докладе архитектура Древнего Рима кратко характеризуется применением уникальных технологий и инженерных решений.
Оглавление:
История возникновения
Формирование римской архитектуры как искусства началось между IV и I веком до н. э. Её развитие происходило под влиянием двух цивилизаций — этрусской и греческой. Этруски были предшественниками римлян и носителями высокой культуры. От них потомкам достались уникальные сооружения, в основном арочные своды, на основе которых римляне строили свои здания. Воздействие племён италийцев (этрусков) приходится на начало развития древнеримских построек.
После завоевания Греции у римлян появились новые технологии и взгляды на строительство. Однако жители «Вечного города» не занимались полным копированием греческих сооружений. При строительстве они вносили корректировки, что делало любой архитектурный ансамбль настоящим шедевром. Некоторые элементы зодчества были заимствованы у древних галлов, германцев и жителей Пиренейского полуострова, которые были покорены Римской империей. Таким образом, архитектура древнего мира частично воплотилась в римских сооружениях.
В раннем периоде для строительства использовались материалы из дерева. Фасады зданий украшали терракотовым орнаментом. Для возведения храмовых комплексов применялся вулканический туф. Впоследствии люди научились обжигать кирпич, появились технологии по обработке мрамора.
Открытие и использование бетона приходится на II и I век до н. э. Изобретение этого пластичного строительного материала привело к возведению различных административных построек. Появление большого количества сооружений было обусловлено расширением территорий государства, появлявшихся в результате захвата соседних стран.
Описание ордеров
Заимствованный у греков архитектурный стиль римляне подвергли модернизации. Его изменение требовало применения новых технологий для создания специальных опор, способных выдержать большие нагрузки. В результате разработок привычные колонны были заменены пилястрами и массивными стенами.
Однако полностью от колонн не отказались, а стали применять их в качестве декоративного дополнения. В теме реферата изменённые греческие колонны определяются пятью ордерами:
- тосканским;
- ионическим;
- композитным;
- дорическим;
- коринфским.
Тосканский стиль является упрощённой копией дорических форм. Колонны полностью лишены желобков, имеют сухой, аскетичный облик.
В отличие от греческих, дорические ордера имеют другие пропорции. Их средняя часть прямая, к вершине постепенно сужается. Вертикальные желоба, присущие греческим колоннам либо отсутствуют, либо имеются частично.
Ионический тип ордера, отличающийся благородным изяществом у греков, утратил эту особенность в римском исполнении. Утрата изгибов привела к более резким очертаниям колонн.
В стремлении к пышности форм, жители «Вечного города» отдавали предпочтение коринфскому стилю. Коринфские ордера в области капители украшались листьями разных растений, иногда они отливались из бронзы. Пролётные перекрытия имели роскошный орнамент, состоящий из гирлянд, фигурок животных и людей.
Римский композит представляет собой смешение деталей ионического и коринфского стилей. По мнению зодчих, это добавляло пышности внешнему облику ордера. Первые этажи зданий оформлялись в дорическом стиле, вторые — в ионическом, верхняя часть — в коринфском. Устанавливая колонны, древнеримские мастера не стремились соблюдать между ними равное расстояние. Поэтому часто они группировались по несколько штук с разных сторон.
Главные особенности
Сложные этапы развития римского государства отразились на архитектурных памятниках. Храмы имели квадратную форму с широкой лестницей, ведущей внутрь помещения. Этим они были похожи на этрусские храмы. Главное отличие заключалось в наличии у римских строений классических ордеров.
Римским архитекторам было характерно возведение открытых интерьеров — форумов, в центр которых помещались храмы, а по периметру возводились колонны. В градостроительстве зодчие руководствовались готовностью к боевым действиям и восхищением великими полководцами. Городская планировка представляла собой прямые улицы с триумфальными арками, олицетворявшими великие победы.
Периоды зодчества
Возникновение «Вечного города» датируется предположительно 753 годом до н. э. Его архитектурная история условно делится на несколько основных периодов:
- монархический;
- республиканский;
- императорский;
- христианский.
Изначально в Риме царила монархия. Правители, сменяя друг друга, вносили новые изменения в облик города. В эпоху правления этрусских монархов были построены храмы, вымощена рыночная площадь, выкопаны каналы для вывода нечистот.
Вокруг города была возведена стена из камня. Эпоха этрусков славится постройкой акведуков, Аппиевой дороги и Мамертинской тюрьмы. Все сооружения имели практический характер, поэтому отличались внешней простотой.
После изгнания последнего правителя в Риме установился новый общественный строй — республика. Этот период характеризуется непрерывными завоевательными походами и строительством дорог для удобства перемещений римской армии.
Одновременно с дорогами возводятся мраморные храмы и административные здания. Многие святилища были посвящены богам. Во время республиканского правления были возведены первые театры из камня. В постройках отчётливо просматривались элементы греческого зодчества, включающего в себя базилический тип.
Смена республики на императорское правление принесла с собой процветание в архитектуре и искусстве. Изобретение бетона позволило создавать новые постройки, отличающиеся монументальностью. Наиболее ярким символом архитектуры императорского Рима являлись триумфальные арки, которые строились в честь величия и побед в завоевательных походах. Мастерство античных зодчих проявилось и в создании санитарно-технических конструкций.
С наступлением христианского периода, который явился последним этапом развития империи, начинается строительство грандиозных сооружений с преобладанием вычурности и отяжеляющим строения излишеством украшений. Упадок римского государства характеризуется проникновением в его архитектуру восточных мотивов.
Основные технологии
Для возведения зданий римляне часто использовали кирпич. Многообразие форм строительного материала позволяло строить очень прочные конструкции. Из-за дороговизны производства его заменяли туфом и травертином. А для ускорения процесса строительства римляне стали использовать искусственный бетон.
Бетон заливался в опалубки и утрамбовывался. После того как материал затвердеет, опалубка удалялась. Для экономии времени и ресурсов, а также получения крепких стен пространство между двумя несущими стенами заливалось жидким бетоном. Такая технология не портила внешний облик строения. В сообщении о технологических процессах имеется характеристика принципов строительства:
- Опус квадратум применялся при работе с мягкими строительными материалами (туф, травентин), имеющими одинаковую высоту и форму.
- Опус ретикулатум представлял собой заливку бетона в пространство, образованное блоками пирамидальной формы. В результате получался сетчатый ромбовидный узор.
- Опус инцертум создавался из камней неправильной формы, так что кладка выглядела как случайный набор материала.
- Опус латерициум — кладка, состоящая из прямоугольных кирпичей. Материал укладывался поочерёдно.
На протяжении столетий форма и размеры кирпичей претерпевали изменения. Это позволяет исследователям устанавливать время возведения построек. Достижения древних архитекторов применяются при строительстве современных городов.
Не менее уникальны римские дороги, долговечность которых характеризуется на примере Via Appia, построенной в глубокой древности. Она существует по сей день и прекрасно сохранилась. Основанием для них служили булыжники, которые поочерёдно покрывались слоями камней и земли. Чтобы на дорожном покрытии не скапливалась влага и грязь, его делали выпуклым.
Знаменитые шедевры
Создание культовых построек и общественных центров, таких как термы, амфитеатры, форумы и храмы совпало с расцветом империи и благополучием её граждан, стремящихся к удовольствиям и развлечениям. Именно в этот период строятся богатые виллы, изобретается водопровод и канализация, а также акведуки, созданные для орошения культурных насаждений. Остатки некогда величественных построек представляют собой культурное наследие и достопримечательности современной Италии:
- Колизей — замечательное древнеримское сооружение состоит из трёх ярусов, украшенных колоннами различных стилей. Изначально на нижних ярусах располагались скульптурные композиции.
- Термы Каракаллы предназначались не только для гигиенических процедур, но и для отдыха, в том числе активного. Здесь располагались библиотеки, спортивный зал, комнаты для интеллектуальных бесед. Помещения были украшены различными произведениями искусства, а на территории бани располагался парк.
- Мавзолей Адриана был построен для упокоения императора и членов его семьи. В разное время огромную постройку использовали для военных целей, а впоследствии она стала одним из центров христианской веры.
- Храмы Геркулеса и Портуна расположены на берегу реки Тибр, где когда-то был порт и велась оживлённая торговля. Храм Портуна посвящён покровителю порта. Прямоугольное строение украшено ордерами ионического стиля. Храм, посвящённый Геркулесу, имеет круглую форму. Постройка обрамлена коринфскими ордерами.
- Триумфальная арка Тита выполнена из мрамора. Её украшают 4 фигуры богини победы Виктории, барельефы с изображением императора Тита на квадриге. Была возведена в честь победы над Иерусалимом.
На площади, расположенной в живописной долине, в древности были болота. С возникновением городского поселения здесь располагалось местное кладбище. Впоследствии местность была осушена и превращена в центр культурной и политической жизни. Сейчас Римский форум — известный памятник античного зодчества, который наряду с другими шедеврами представляет собой историческую ценность.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!