Сочинение-рассуждение на тему «Жизненные ценности»
В школьных сочинениях на тему «Жизненные ценности» можно прочесть рассуждения учеников о том, что они считают для себя важнейшими ориентирами, указателями на выбранном пути. Одни уверены, что главное — это семья и любимый человек, другие не представляют счастливую судьбу без материального благосостояния. В любом случае у школьников формируется определенный мотив, побуждающий к тем или иным действиям и позволяющий достичь поставленной цели.
Оглавление:
Понятие и признаки
Главные человеческие ценности являются основными ориентирами и приоритетами, у каждого они свои. Психологи считают, что именно они помогают справиться с возникающими проблемами, преодолевать стрессовые и неблагоприятные ситуации. С фундаментальных убеждений начинаются действия и поступки, которым они полностью соответствуют. В противном случае при расхождениях между поведением личности и ее взглядами появляются чувство неудовлетворенности и потеря интереса к жизни, что приводит к тревожности и раздражительности.
В сочинениях о человеческих ценностях встречается перечень предпочтительных вещей, которые ученики расставляют в соответствии со степенью важности. По мнению специалистов, это иерархия приоритетов, которая формируется в зависимости от воспитания с детства и примеров, подаваемых родителями и ближайшим окружением.
Это означает, что состоятельные родители-бизнесмены прививают детям любовь к материальному благосостоянию и объясняют большую значимость денег. Любители животных настойчиво внушают, что проблема бродячих животных и голодных котов на улицах стоит на первом месте, поэтому братьев наших меньших нужно защищать. Люди, столкнувшиеся с одиночеством, убеждены, что нет ничего ценнее на свете, чем любовь, поддержка и близкий человек рядом.
Таким образом, расставление приоритетов происходит в зависимости от потребностей и убеждений, но психологи рекомендуют не навязывать ребенку свое отношение к миру, а помочь ему сформировать собственное. Взгляды изменяются с возрастом, поэтому об устоявшихся приоритетах могут свидетельствовать следующие признаки:
- важность — выбранные ориентиры имеют огромное значение, ими дорожат и соблюдают в любых ситуациях;
- самодостаточность — взрослые личности не прислушиваются к чужим мнениям, они действуют исходя из собственных принципов;
- осознанность — выбранная жизненная позиция не бывает случайной, человек может ее обосновать и отстоять;
- позитивность — следование личным понятиям доставляет радость в отличие от необходимости подчиняться чужим наставлениям.
Личное мировоззрение — комплексное и очень многогранное понятие, поэтому в школьных сочинениях о вечных ценностях встречаются рассказы и рассуждения о том, что для подростков на нынешнем этапе жизни главнее всего. Очень важно в любом возрасте уметь определять для себя истинные ориентиры.
Особенности формирования
Психологи расходятся во мнениях относительно того, на каком этапе происходит осознание и понимание ценности жизни. В сочинениях одних авторов содержатся убеждения, что это случается в детстве, когда воспитанием детей занимаются только родители. Другие считают, что наибольшее воздействие оказывают общество и окружение. Эти две точки зрения имеют право на жизнь, ведь человек является неотъемлемой частью социума. В формировании иерархии ценностей выделяют несколько этапов:
- Развитие в семье. Это главный источник внутренних установок, перенимаемых моделей поведения и общения, которые с большой вероятностью будут использованы и во взрослой жизни.
- Детский сад и школа. Дети уже проводят определенную часть времени с воспитателями, учителями, сверстниками, у каждого из которых есть собственные принципы и стойкие убеждения. Слушая интересный рассказ учителя с обоснованиями и доказательствами, подростки нередко меняют свое мировоззрение и с удовольствием принимают новую точку зрения.
- Социум. Общественная деятельность и постоянное пребывание в коллективе диктуют свои правила и устанавливают поведенческие нормы, но твердая жизненная позиция всегда приветствуется окружением.
Известно немало примеров, когда в определенной группе людей возникали споры по поводу того, в чем заключаются приоритеты. То, что ценит один субъект, может оказаться совершенно неприемлемым для другого, в результате чего случаются осуждения и разногласия.
Один из важнейших этапов формирования жизненных ориентиров — самопознание. Оно наступает, когда человек достигает зрелого возраста. За несколько десятилетий удается накопить достаточно мудрости, знаний и опыта, пережить массу событий, переосмыслить многие вещи. Внутреннее изучение самого себя позволяет проанализировать, насколько правильно были в свое время выбраны фундаментальные ценности, корректно ли расставлены приоритеты. Этот этап помогает убедиться в том, что человек прожил не с привитыми ему стереотипами. Кроме того, в этот период духовные ценности имеют большее значение для личности, чем материальные.
Сформированная система ценностей — это своеобразный внутренний компас в душе, который всегда подскажет, стоит ли двигаться в выбранном направлении или сделанные шаги окажутся ошибочными. С точными установками гораздо легче продумывать дальнейшие действия.
Виды и примеры
У любого человека свои предпочтения и ориентиры. Это легко доказать на примере школьных сочинений и эссе «Мои жизненные ценности», где каждая история — сугубо личные мысли юного автора. Хоть по мере взросления и перехода в старшие классы ученики многое переосмысливают, первые задатки формирования собственного мышления уже присутствуют. Психологи выделяют несколько основных групп важнейших для человека приоритетов:
- дисциплина и ответственность предполагают умение делать то, что нужно, не опаздывая, не выходя за рамки дозволенного, не подводя других;
- любовь выражает не только романтические настроения между индивидами, но и чувства ко всему живому, природе и окружающему миру;
- честность — одна из фундаментальных позиций, которая важна не только по отношению к посторонним, но и к себе самому, она является основой выстраивания наиболее продуктивного общения;
- умение прощать — незаменимая черта характера, позволяющая быстро избавляться от негативных впечатлений и деструктивных эмоций (гнева, душевной боли, обиды);
- оптимизм — способность видеть только хорошее в окружающей реальности;
- дружба — социально ориентированное качество, помогающее найти и удержать около себя личностей, с которыми приятно проводить время, ведь они поддержат в любой ситуации;
- семья издавна считается главной ценностью для большинства, она рассматривается как возможность подарить тепло близким, не остаться одному в старости, продолжить род и оставить жизнь после себя;
- богатство — то, без чего не мыслят благополучия многие личности, измеряя все прелести жизни в валюте и ее количестве.
Любая из перечисленных ценностей задает определенный настрой. Однако не все люди могут сразу ответить, что для них является внутренним ориентиром. Чтобы это определить, психологи советуют использовать простой тест: записать на бумаге все то, что кажется важным, а также то, без чего не представляется ни один день.
Первый список может получиться внушительным, его нужно пересмотреть еще раз, убрав то, что не является первостепенным. Процедуру повторить несколько раз, пока в перечне не останется всего 5—7 определений. То, что осталось не вычеркнутым, имеет наибольшую цену и значимость.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!