Анализ и краткое описание картины «Утро стрелецкой казни»
Живопись помогает людям познавать глубокий смысл бытия и красоту окружающего мира. В истории искусства нельзя не отметить весьма многогранного и талантливого художника Василия Сурикова, перу которого принадлежит гениальная картина «Утро стрелецкой казни». Описание этого произведения ученики делают в школе. Чтобы понять всю глубину мысли, которую пытался передать автор, нужно подробно изучить его шедевр.
Оглавление:
История возникновения картины
Произведение написано в стиле исторической живописи, на что повлияло оказанное на художника впечатление от подавленного Петром I бунта стрельцов. Суриков рассказывал, что идея создания картины нахлынула на него внезапно, когда он решил прогуляться вдоль стен Кремля. Тогда в его голове в мельчайших подробностях возник образ готовящихся к казни стрельцов. Вероятно, именно это стало причиной того, что события перенесены автором из села Преображенского в Москву.
Работать над своим детищем художник начал 1878 году, но окончательную версию полотна представил лишь спустя несколько лет — в 1881. Суриков трудился над произведением очень тщательно, стараясь не отвлекаться на посторонние события. Ночами ему даже стали сниться кошмары с казнями, кровью и покойниками. Ему пришлось самому практически пережить весь ужас, который был уготован стрельцам и их семьям.
Прежде чем написать полотно, художник провёл огромную подготовительную работу, создав множество эскизов, которые, однако, не сохранились.
Благодаря приложенным усилиям великому мастеру удалось через эмоции приговорённых к смерти людей передать трагическую судьбу целого народа.
О сюжете кратко
Описание картины «Утро стрелецкой казни» касается произошедших в 1698 году событий, когда, находясь у власти, Пётр I жестоко подавил организованный царевной Софьей Стрелецкий бунт, а его участников казнил. Художником были тщательно проанализированы свидетельства очевидцев. Однако произошедшее событие он изобразил с собственным пониманием его смысла для русской истории.
На полотне изображена не сама казнь, а наполненные огромным психологическим напряжением мгновения, которые ей предшествовали. Действия запечатлены на Красной площади около храма Василия Блаженного.
При рассмотрении работы в глаза бросаются расположенные в центре композиции основные герои — восседающий на лошади Пётр, а также стрелец с рыжей бородой и натянутым на голову красным колпаком. Последний связан и закован колодками, в глазах его читается гнев к царю, нежелание мириться со своей участью. Выражение лица Петра также говорит о его ненависти к бунтовщикам, которая подкрепляется ощущением его безграничной власти над людьми.
Описание картины о стрелецкой казни не может быть полноценным без упоминания других персонажей. Не менее выразительно представлены фигуры женщин, мужчин, стариков и детей:
- богато одетая молодая женщина, заламывающая от безысходности руки;
- испуганный маленький мальчик, уткнувшийся в одежду матери и ищущий у неё защиты;
- опустившаяся в бессилии старуха и кричащая рядом с ней девчушка, облачённая в красный платочек;
- молодые растерянные мужчины и седовласые поникшие старики.
На лицах многих стрельцов прослеживается печать сильного внутреннего напряжения. Складывается впечатление, что они пытаются собрать свою волю в кулак, чтобы суметь с честью покинуть этот мир. В воздухе витает ощущение полного отчаяния, понимания, что смерть к героям полотна придёт неминуемо.
Василию Сурикову удалось с помощью умело выстроенной композиции создать впечатление огромной толпы, внутри которой бушуют сильные эмоции.
При этом произведение статично, кажется, будто оно находится в постоянном движении, наполнено энергией.
Характеристика полотна
Картина В. Сурикова рассказывает о мощи русского народа, перенесённых им страданиях в эпоху противоречий и сложностей при правлении Петра I. Этот шедевр помогает зрителю осознать весь трагизм кровавого и неоднозначного исторического события, ведь великому царю пришлось принять очень жестокое, но необходимое решение. Произведение иллюстрирует борьбу нового со старым. Чтобы добиться прогресса и совершенствования, следует уничтожить изжившие себя детали.
Художнику удалось мастерски изобразить противостояние государства с народом. Если внимательно взглянуть на полотно, в глаза бросается ряд моментов:
- яркие разноцветные купола храма, расположенные сразу за толпой;
- величественные стены Кремля, которые виднеются за спиной царя;
- мятежный народ на фоне стройных солдатских шеренг.
При этом Суриков избежал изображения помпезности и величия. Он показал всю мрачность утра перед казнью, когда ещё полностью не рассвело, а после дождя виднеется небольшой туман. Это дополнительно подчёркивает трагизм происходящего.
Весьма интересным является местонахождение центральных персонажей композиции. Автор запечатлел приговорённых стрельцов на фоне собора, подчеркнув тем самым их роль мучеников. Петра I, солдат и высокопоставленных лиц он изобразил напротив стен Кремля, над которым взмывают вороны. В глазах царских солдат читается сострадание к приговорённым стрельцам, что указывает на единство народа, несмотря на исторические события, которые его пытаются разделить.
Полотно Василия Сурикова долгие годы было интересно многим деятелям искусства. Не теряет оно своей актуальности и сегодня.
На его основе составляют краткие и углублённые характеристики, произведение подвергается подробному анализу, по нему пишут сочинения. «Утро стрелецкой казни» — гениальная картина величайшего мастера кисти, которая будет будоражить умы людей ещё очень долго.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!