Краткое описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»
Среди работ российских художников можно найти множество сюжетов на историческую тему. Краткое описание картины «Боярыня Морозова» Сурикова позволяет узнать о церковном расколе XVII века. Главная героиня полотна была приверженцем старой веры. Из-за конфликта с царем ее арестовали, сослали в монастырь, а после оставили умирать в земляной яме.
Оглавление:
История создания
Василий Иванович Суриков с детства интересовался старообрядчеством. В Сибири его сторонников можно было часто встретить. Также были распространены рукописные жития мучеников. Ольга Дурандина, крестная Сурикова, познакомила Василия с «Повестью о боярыне Морозовой». Живописец на тот момент учился в училище.
Особенно сильно запомнился Сурикову один эпизод. Феодосия Морозова и ее сестра Евдокия Урусова были отправлены в Чудов монастырь. Но стоило саням поравняться с монастырем, как Морозова подняла руку и сложила двуперстие. У нее на запястьях были тяжелые кандалы, но это ей не помешало.
Работа над картиной началась в 1884 году. Идея работы пришла к Сурикову в момент, когда он увидел ворону с черными крыльями, которая билась о снег. Поиск образов для полотна длился долго:
- Боярыня срисована со старой старообрядки, которую художник встретил возле Рогожского кладбища.
- Юродивый был срисован с бедняка, торговавшего на базаре огурцами.
- Смеющийся купец — бывший диакон Закоурцев.
- Странник с посохом — переселенец, которого Суриков встретил во время одного из своих путешествий.
Художник не просто стремился запечатлеть разных людей, а ставил моделей на снег и наблюдал за цветовыми рефлексами на одежде и лицах. Например, бледность лица боярыни подчеркивается черным мехом. Снег на полотне нарисован десятками оттенков.
Готова работа была только в 1887 году. Представил ее Суриков на очередной выставке передвижников. Полотно купил Третьяков, оно по сегодняшний день хранится в Третьяковской галерее.
У искусствоведов существует легенда, что изначально картина задумывалась на небольшом полотне. Но, приступив к работе, Суриков понял: ему не удается изобразить всех, кого он хотел, поэтому он сделал надшивку холста. Однако эта версия не подтверждается сотрудниками музея.
Краткое описание
В центре картины изображена сама Морозова. Она одета в дорогую шубу и едет в санях-розвальнях. Ее лицо бледное, глаза лихорадочно блестят, руки скованы цепью, но все это не мешает ей прощаться с толпой. Своей поднятой ладонью она показывает, что вера важнее всего, поэтому ее она не предаст.
Толпа неоднозначно реагирует на героиню картины. Кто-то сострадает ей, кто-то считает умалишенной. Нищий юродивый восхищается стойкостью женщины и внимательно смотрит на нее. В этот момент он просит сочувствия не себе, а Морозовой.
На картине изображено утро, но это не мешает народу собираться. Возле саней в расшитом белом платке стоит Урусова, сестра боярыни. Она также готова на все ради веры. В левой части полотна можно увидеть дьяков, которые хохочут. Они не понимают поступка Морозовой.
Примечателен тот факт, что на картине все женщины, богатые и бедные, скорбят и сочувствуют главной героине. Суриков нарисовал рядом с санями бегущего мальчика — это позволило придать им иллюзию движения.
Особенности полотна
В сочинении по картине Сурикова «Боярыня Морозова» нужно рассказать об истории создания полотна, его деталях. Ученик должен не только составить характеристику главной героини, но и выразить собственное отношение к сюжету.
Автору удалось изобразить один из самых трагичных моментов в истории русского народа. Церковный раскол привел к конфликтам между людьми. Многие старообрядцы в знак протеста прибегали к самосожжению. Сани с боярыней словно разделяют народ на две части. Жест Морозовой будто является прощальным. Старые времена уходят. Как бы люди ни противились, перемены не остановить.
При внимательном анализе картины можно увидеть, что дети неоднозначно реагируют на появление боярыни. Часть из них веселится, а остальные со страхом смотрят на женщину, глаза которой фанатично горят. На полотне Сурикова нельзя найти ни одного счастливого женского лица.
Критики неоднозначно встретили работу художника. Одни из них находили недостатки в рисунке и отмечали отхождение от академических правил, другие — восхищались сюжетом. Художественный критик Гаршин открыто признал, что картина Сурикова — это триумфальная работа.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!