Подробный анализ произведения Франца Кафки «Превращение»
Новелла «Превращение» — яркий пример метафорического мировоззрения Франца Кафки. Австрийский писатель-модернист раскрывает процесс трансформации обычного человека в насекомое, а также показывает, как к этому относятся его близкие. Прозрачность языка и кошмарное содержание — все то, чем отличается рассказ Кафки. Анализ произведения «Превращение» позволяет читателю окунуться в художественный мир автора — абсурдный и окутанный загадками.
Оглавление:
Пересказ первых глав
Автор знакомит читателя с главным героем новеллы — Грегором Замзой — среднестатистическим жителем крупного города. Отец молодого человека лишился всех своих сбережений и большую часть времени проводит за чтением бульварной прессы. Мать, страдающая от приступов удушья, редко покидает пределы дома, часами просиживая у окна. Грета, младшая сестра Грегора, демонстрирует отличные навыки игры на скрипке, и брат мечтает помочь ей поступить в консерваторию после того, как погасит долги главы семейства.
Вернувшись из армии, Замза устраивается в торговую компанию, где быстро дослуживается до должности коммивояжера. Его заработка вполне хватает, чтобы снимать для своих родственников просторное жилье, в котором ему отведена отдельная комната.
Однажды утром Грегор испуганно оглядывается и с диким ужасом обнаруживает, что он потерял человеческое обличье, превратившись в уродливое насекомое. Молодой человек попытался утешить себя тем, что ему всего лишь снится страшный сон, но самые ужасные опасения подтвердились. Лежа неподвижно на твердом хитиновом панцире, он краем глаза увидел свое коричневое, выпуклое, покрытое чешуйками тело, с верхушки которого сползало одеяло.
Все попытки сдвинуться с места оказались тщетными. Новое тело никак не хотело слушаться своего хозяина, и Грегора бросило в холодный пот при мысли, что он получит строгий выговор за прогул. Заподозрив неладное, домочадцы начали ломиться в дверь спальни, чтобы узнать, почему юноша не собирается на работу, ведь он всегда отличался пунктуальностью.
Разгневанный начальник Грегора решает навестить своего подчиненного. Пока родители Замзы беседуют с руководителем сына, молодой человек тихо подкрадывается к двери комнаты, открывает ее и предстает перед собравшимися, ввергая всех в шок своим чудовищным обликом. При виде мерзкой сороконожки мать тотчас же теряет сознание, а начальник в спешке покидает квартиру. Замза-старший хватает первую попавшуюся газету и пытается прихлопнуть насекомое. Грегор, спасаясь от расправы, мчится к дверному проему и застревает в нем. Отец вталкивает огромную букашку в комнату, после чего запирает дверь на ключ.
Содержание финальной части
Ошеломленные и озадаченные метаморфозой, случившейся с Грегором, члены семьи постепенно входят в привычный ритм жизни. С того момента, как главный герой превратился в насекомое, прошло несколько месяцев. Грегор больше не испытывает дискомфорт, когда ему нужно переместиться из одной части комнаты в другую. Он полностью познал возможности своего нового тела. Единственное, к чему он никак не может привыкнуть, так это к непреодолимой тяге к гнилым продуктам. Обязанности по уходу за Грегором легли на плечи юной Греты.
Девушка видит, что любимое занятие брата — ползание по стенам и потолку, о чем сразу же докладывает матери. Та, в свою очередь, требует, чтобы отец освободил комнату юноши от мебели, мешающей Грегору свободно передвигаться. Если раньше он всегда прятался под кроватью, когда кто-то пытался завести с ним диалог, теперь он решает встречать визитеров, сидя на картине, которая висела на стене.
В очередной раз увидев сына в безобразном обличье, мать снова падает в обморок. Грета хочет принести женщине таблетку, и главный герой следует за ней. Испуганная девушка прячется в комнате, а взволнованный Грегор продолжает метаться по гостиной до тех пор, пока без сил не падает на стоящий в центре зала стол. Внезапное появление отца застает измученное насекомое врасплох. Мужчина бросает в сына яблоко, которое, пробив панцирь, парализует юношу. Мать приходит в себя и просит мужа пощадить несчастного Грегора.
Однажды, когда Грета играет на скрипке в комнате соседей, Замза, очарованный талантом сестры, попадает в поле зрения жильцов. Возмущенные квартиросъемщики заявляют о своем намерении как можно быстрее съехать отсюда, поскольку они не хотят жить рядом с монстром. Члены семьи не хотят терять доход, получаемый от аренды, поэтому решают, что от Грегора нужно избавляться во что бы то ни стало. Голодный и расстроенный Замза не доживает и до утра.
Все равнодушно отнеслись к новости о кончине Грегора, и его тело незамедлительно было отнесено на помойку.
Перевоплощение главного героя
Трансформация молодого коммивояжера настолько гротескна, что читатель остается в некотором недоумении относительно того, почему автор обрекает обычного парня на такую незавидную судьбу, превращая его в насекомое. Кафка, чьи книги славятся своей неоднозначностью, и в этот раз не дает ясного ответа о причинах радикальной перемены в жизни героя, давая литературным критикам почву для размышлений. Можно лишь предположить, что обрести счастье юноше мешали следующие обстоятельства:
- ненавистная работа;
- необходимость содержать близких;
- отсутствие личной жизни.
Все эти факторы, безусловно, накладывают свой отпечаток на душевное состояние героя, но не настолько, чтобы сделать его мучительным. С такими проблемами сталкивается чуть ли не каждый второй. Вместо того чтобы впасть в истерику из-за страшного облика, герой озабочен тем, что он подвел начальника. По мнению Альбера Камю, Замза, как и другие знаковые персонажи Кафки, не ждет ничего хорошего от окружающего мира.
Автор дает подробное описание видоизмененного тела Грегора, испытываемых им неудобств, новых предпочтений. Замза медленно, но верно утрачивает человеческие черты:
- лишается способности говорить;
- теряет душевные свойства.
Несмотря на происходящие с ним изменения и пугающий облик, он остается человеком в большей степени, чем его близкие. Насекомое здесь — это всего-навсего гипербола естественного человеческого состояния.
В самом превращении молодого человека в надоедливую букашку есть что-то сказочное. Спасти героя может только какое-то волшебное действие, которое разрушит колдовские чары. Увы, ничего подобного, вопреки законам сказки, не происходит. Никто не протягивает бедолаге руку помощи.
Грегор стал жуком, скорее всего, потому, что, даже когда он находился в человеческом обличье, его существование больше напоминало жизнь насекомого, нежели человека. Он не покладая рук работал на благо семьи, ни к чему не испытывал тяги, не интересовался чужими делами и был крайне замкнут. Не исключено, что перевоплощение потребовалось, чтобы герой увидел истинное лицо своих неблагодарных родственников, так как по сюжету новеллы незаметно, что они сочувствуют юноше, их волнуют только деньги.
Краткий анализ
«Превращение» Кафки поражает читателя тем, что доведенные до абсурда фантастические события преподносятся писателем как обыденная реальность. Автор отказывается давать оценку событиям и действующим лицам. Размышляя над созданием новеллы, Кафка хотел затронуть следующие темы:
- самоотверженность;
- трудоголизм;
- денежный вопрос;
- семейные отношения.
На семью Замзы обрушивается страшное несчастье: юноша теперь не выглядит как обычный человек, но в этой истории больше удивляет реакция близких на превращение Грегора. Новелла построена на изображении изменения чувств родственников молодого человека. Они превращаются в монстров-потребителей, и когда герой перестает быть для них полезным, приносить в дом деньги, отец, мать и сестра отворачиваются от него.
Трансформация центрального персонажа в уродливое существо с тонкими ножками-щупальцами продиктована абсурдностью и несправедливостью окружающего мира. Герой не может смириться с действительностью и вступает с ней в конфликт, в результате чего трагически погибает.
Образы и метафоры, используемые Кафкой в новелле, помогают в литературной форме изобразить царившую в обществе проблему отчужденности и одиночества человека. У перевоплощенного героя возникает неудержимое стремление к общению, но никому нет до него дела, от Грегора все шарахаются, и ему приходится подслушивать семейные разговоры.
Глубокий смысл произведения Кафки «Превращение» раскрывается через гибель героя. Причина смерти Замзы — осознание, что он обуза для тех, кого бескорыстно любил. Дорогие ему люди превращаются в бесчувственных насекомых, ставящих на первое место физический комфорт и эгоистическое, безмятежное существование. Грегор, перестав быть человеком, напротив, ведет себя достойнейшим образом, проявляет деликатность, эмпатию, наконец, самопожертвование, несмотря на утрату человеческих функций. Эта антитеза воплощает все самое низменное в людях-насекомых, которые прячутся под хитиновым покровом безразличия.
«Превращение» Кафки стало культовым произведением. Его включают в учебные программы, по нему пишут школьные сочинения. Кроме того, новеллу неоднократно экранизировали, что лишний раз подтверждает гениальность неординарного писателя.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!