Описание и характеристика Коровьева в романе «Мастер и Маргарита»
Множество нюансов в романе Булгакова требует разъяснений, и характеристика Коровьева в произведении «Мастер и Маргарита» не является исключением. Это первый помощник Воланда. Фамилия, вероятней всего, была позаимствована у одного из героев рассказа Толстого «Упырь» — чиновника Теляева. Но в этом произведении он еще является рыцарем Фаготом, который обрел свое обличье при последнем полете.
Оглавление:
История написания
Произведение Булгакова «Мастер и Маргарита» является классическим примером мистических литературных романов. Автор, будучи поклонником «Фауста», близко принимал сюжетную линию любимого творения. Причем в первом варианте рассказа Мастера звали Фауст.
Однако не только у главных персонажей загадочное происхождение. Описываются действующие герои, которые имеют незаурядную внешность, а особенности образа скрыты в главах повествования, с надеждой, что читатель сможет расшифровать их подоплеку.
Работа над созданием романа была начата в 1920 г. и проводилась до смерти Булгакова. В первом варианте было 150 страниц рассказа о прокураторе и Христе. Он повествовал, как Воланд смог свести с ума десятки москвичей, неожиданно появившись в столице в сопровождении своей демонической свиты. Непосредственно тема «Мастера и Маргариты» была специально опущена. За счет этого роман в дальнейшем получил разноплановый и многослойный характер.
Произведение могло называться иначе. Предполагались следующие варианты:
- «Черный маг».
- «Копыто инженера».
- «Гастроли Воланда».
- «Князь тьмы».
В 1938 г. автор решается назвать свой роман «Мастер и Маргарита». При жизни Булгакова книга не была завершена и выпущена в издание. Продолжительная работа по поправкам и продвижению рассказа в дальнейшем проводилась его женой.
Цитаты из романа перешли в афоризмы, самая популярная из них: «Рукописи не горят!» — возникла не просто так. В 1930 г. из-за давления общества и своего недовольства получившейся работой Булгаков сжигает первый вариант произведения. Мастер в последующем повторяет поступок автора, но его рукописи через время восстанавливает Воланд.
Писатель продолжит работу через 2 года после этого случая. В 1939 г. Булгаков уже не может двигаться из-за тяжелого заболевания, но все диктует жене. Поправки проводились целых 20 лет. Роман вышел в свет с помощью супруги.
Издательства не хотели его печатать, это объяснялось несвоевременностью написания. Рассказ был опубликован в 1968 г. в газете «Москва». Множество эпизодов отредактировали и сократили, а некоторые убрали. Самостоятельно роман напечатало издательство «Посев». В полном варианте произведение выходит в Германии в 1979 г.
Происхождение Коровьева
Это второстепенный герой в романе, он относится к традициям образов литературной мистики. Прототип персонажа есть в рассказе Толстого «Упырь», где Теляев имеет похожую фамилию. Булгаков называет Коровина Фагот и придает статус рыцаря. Раздвоение героя можно проследить в течение всего повествования. Вся свита Воланда называет его Фаготом, но он становится Коровьевым, когда встречается с москвичами.
Понять хитросплетение этого героя пробовал исследователь Стенбок-Фермор, который разбирал книгу в 1970 г. Он говорил, что Коровьев является спутником Дьявола. Проходной образ, «переводчик», который играет немаловажную роль в рассказе. В 1976 г. филолог Йованович охарактеризовал Коровьева как персонажа, который относится к философствующим сопровождающим Воланда.
Фагот является представителем мистической силы. Как у соратника Воланда, у него есть статус рыцаря и олицетворенная черта: горожане считают, что он переводчик при иностранном профессоре. До этого он был регентом в хоре при церкви.
Есть разные варианты, откуда произошло имя. В Википедии выдвигается предположение, что образ относится к персонажам Достоевского «Село Степанчиково». Герои с фамилией Коровкины, относятся к Фаготу, как многие рыцари из рассказов разных эпох и поэтов.
Но друзья Булгакова говорили, что прообразом Коровьева был знакомый поэта, слесарь Агеич. Алкоголик и дебошир часто рассказывал автору, что в молодости пел в хоре при церкви.
Описание Фагота
Имя Фагот у этого персонажа появилось не просто так. По своей внешности он сильно похож на собирающийся в букву «З» инструмент. Высокий и худощавый, он складывается перед человеком, чтобы после сделать какую-то подлость.
Ученые утверждают, что в свите Воланда есть одна общая особенность — иврит. Азазелло переводится как демон, Бегемот — скотина, Коровьев — близкий.
Фагот в «Мастер и Маргарита» представляется в начале произведения, он становится галлюцинацией Берлиоза. После физически материализуется. Называя себя регентом, толкает Берлиоза на непреднамеренное самоубийство под трамвай. Фагот делает всю грязную работу, проворачивает различные трюки.
Он обманывает Никанора Босого, получая от него рубли, которые затем превращаются в доллары. Степан Лиходеев стал изгнанником из-за козней Азазелло и Фагота. В Варьете этот герой продолжает делать различные трюки, пытаясь обмануть Поплавского и публику.
Автор отвел особое место в книге взаимоотношениям Бегемота и Фагота. Они производят поджог поместья Грибоедова и Торгсина. Одновременно с Маргаритой он встречает пришедших на бал к Сатане.
Парочка оставляет в журнале записей посетителей усадьбы Грибоедова пометки, представляясь Стравинским и Скабичевским, устраивают переполох в лавке и все время предстают в странном виде. К примеру, Азазелло и Фагот, снявши фраки, сидят за столиком в квартире одновременно с котом, создавая для читателя странное впечатление. Фагот олицетворяет собой дьявольские козни и несет тяжелую печать демонизма. Его хулиганство является вынужденным, точно также, как и немного шутливый внешний вид.
Писатель описывает Фагота при последнем полете в качестве рыцаря с хмурым выражением лица, в тёмно-фиолетовой одежде. Персонаж был задумчив и окидывал свой взор книзу, не смотря на луну. Превращение Фагота Воланд объяснил, что когда-то рыцарь сказал неудачную шутку, за что был награжден шутовским образом, гаерским видом и неприглядным смешным одеянием. На Коровьеве был пиджак в клетку, он был очень узким, носки белого цвета и клетчатые штаны. Странные усы и небольшие глаза сделали его внешний вид неприятным.
Способности персонажа
Фагот умеет манипулировать материей и ментальностью, может читать мысли. Помимо этого, у него есть способность к телепортации, также Коровьев проходит через стены — он зашел в опечатанную квартиру мертвого Берлиоза, не повредив пломбу. Фагот, как и остальные персонажи в свите Воланда, может внезапно появляться и пропадать. Причем телепортировать он может как себя, так и других — за секунду он перемещает Лиходеева из столицы в Ялту, хотя расстояние между городами больше 2000 км.
Что относительно манипуляции материей, Коровьев может создавать предметы из ничего. Так, к примеру, на выступлении в театре Варьете он подул, и на сцене возник стул. Перед этим у него в руках оказались часы Римского, которые тот удерживал под сюртуком, оттуда они и исчезли. Чуть позже по приказу Фагота на сцене появляется настоящий женский магазин с юбками, шляпками и другой одеждой. Также Коровьев может раздвигать помещение до требуемых размеров, объясняя это пятым измерением.
Экранизации произведения
«Мастер и Маргарита» — рассказ, который предлагает кинорежиссерам множество возможностей для интерпретаций и применения спецэффектов. Самыми популярными являются 5 фильмов, которые посвящены похождениям свиты Воланда:
- Первая кинолента — «Пилат и другие» была снята Анджеем Вайдом. Режиссер из Польши обратился к этому произведению в 1971 г., делает акцент на библейском сюжете, отдает дань Великой Отечественной войне. Фильм являлся неким вызовом и был запрещен на его родине. Образа Фагота в нем не было.
- В этом же году Александр Петрович из Сербии снимает кинофильм «Мастер и Маргарита», но исключает библейский мотив и акцентирует особое внимание на московских событиях произведения, а также на взаимоотношениях Мастера и Маргариты. В кинофильме Фагота изображает Бата Живоинович.
- В 1989 г. Мацей Войтышко снимает 4-х серийный фильм по произведению Булгакова, но делает его максимально приближенным к написанному роману. Спецэффекты и современная на то время компьютерная графика привлекают телезрителей, как и актерский состав. Роль Фагота сыграл Януш Михайловский.
- 1994 г. дарит кинематографу фильм Юрия Кары. Он являлся первой киноверсией в России этого романа. После киносъемок лента лежал в хранилище 15 лет из-за разногласий с потомками автора и продюсерским составом, так кинопремьера в 2011 г. не смогла принести ожидаемый фурор. В роли Коровьева в этом фильме снимается Александр Филиппенко.
- Также этому актеру посчастливилось принять участие и в фильме, который был снят Владимиром Бортко, но он играл образ Азазелло. Фаготом в киноленте был Александр Абдулов. В фильме были применены современные технологии и компьютерная графика. В съемках принимали участие популярные актеры российского кинематографа.
Произведение сложное и многослойное, но невзирая на это, не чувствуется разрозненности. Весь сюжет, как и описание образов в рассказе автора, целостный, это создается за счет связующих нитей, объединяющих будущее, настоящее и прошлое.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!