Кратко об искусстве Древнего Рима: архитектура и скульптура античности
Античность — важнейшая эпоха в развитии человеческой цивилизации не столько с точки зрения истории, сколько с позиции культурного развития. Если говорить кратко, искусство Древнего Рима стало закономерным продолжением, а точнее — копированием традиций Древней Эллады. Именно благодаря трудолюбивым римлянам, делавшим скульптуры из бронзы, многие творения греков в копиях дошли до наших дней.
Оглавление:
Специфические особенности культуры
Древнейшая столица Италии, прекрасный город Рим, начал свою историю в 754−753 гг. до н. э. Здесь развивались все основные категории искусства: архитектура, скульптура, живопись, музыка и танец, театр и литература. Процветали философия, естественные науки, новый виток развития получила медицина. Можно выделить особенность культуры Древнего Рима (кратко они выглядят так):
- Ощутимое влияние традиций Греции. Римляне использовали все достижения завоеванной ими Эллады, внесли мало чего своего в скульптуру. Даже боги Рима остались такими же, как и в Греции. Им просто дали новые имена: Зевс стал Юпитером, кровавый Арес — бог войны — Марсом, Афродита — Венерой.
- Развитие получили и древние этрусские традиции, которые органично переплелись с греческими.
- Основная функция искусства — утилитарная. Архитектурные постройки возводились таким образом, чтобы в них было удобно жить или наслаждаться зрелищами. Скульптура прославляла императоров.
Реальность для римских скульпторов была гораздо важнее, чем художественный вымысел. Искусство четко подразделялось на «высокое» и «массовое». Народ, как считали жители той эпохи, ценили «хлеб и зрелища», что и обязана была предоставить массовая культура.
Выделяемые периоды
Первый этап древнеримского искусства — царский. Процветает ваяние из бронзы, делают керамические сосуды, украшенные узорами. Значительно влияние этрусков, которое накладывается на собственно-римские традиции, рождая уникальный художественный тандем. В зодчестве преобладает квадровая кладка, обилие ложных сводов. Гигантизма, который в дальнейшем станет отличительной чертой архитектуры, пока нет. Используется кирпич-сырец, терракотовая облицовка.
После захвата Греции традиции этой страны стали постепенно перениматься римлянами. Особенно сильно влияние на скульптуру и портреты.
Второй период — Республика, начинается он войнами с Карфагеном. Начинают формироваться основные особенности римского искусства, особенно архитектуры. Появляется тяга к гигантизму, симметрии, торжественности. Появляется огромное количество живописных вилл и резиденций, в которых архитектурные формы гармонично вписываются в природные ландшафты. Именно в период Республики возводятся наиболее известные постройки Рима:
- термы;
- базилики;
- амфитеатры;
- мосты;
- акведуки.
Популярными становятся статуи общественных деятелей, бюсты, рельефы, иллюстрирующие исторические события. Распространение получает и мозаика из цветных камней.
Для периода Империи характерно появление новых архитектурных форм: арок, куполов. Возводятся триумфальные арки, прославляющие деяния монархов. Постройки становятся пышными, богатыми. Развитие получают рельефы, в том числе сложные по композиции. Для позднего периода характерна условность.
Влияние Греции и собственные традиции
Скульптура Древнего Рима наиболее ощутимо испытала греческое влияние. Древнеримские скульпторы часто копировали творения греческих предшественников. Статуи, конечно, с художественной точки зрения значительно уступают эллинским, но зато они дошли до наших дней. Отличительные черты римской скульптуры:
- Несмотря на наличие индивидуальных черт на лицах статуй, творения римлян уступают греческим.
- Присутствует упрощенность форм, некоторая угловатость.
- Больше реализма, чем у греков. Объект не идеализировался, главное для мастера — максимально приблизить его к натуре.
Одно их главных достижений римлян — создание скульптурного портрета. Первоисточником этого вида искусства являются знаменитые восковые маски, которые отливали с лиц умерших.
Собственные черты римского наследия наиболее ярко представлены в архитектуре. Ей присуща масштабность, сложность композиции, многоярусность.
Именно в Римской империи появляется литературный жанр романа, в этот период творят и выдающиеся античные комедианты, например Луцилий.
Архитектурные памятники
Работая над сообщением или докладом по этой теме, следует упомянуть, что именно в античном Риме появилось огромное количество архитектурных форм, многие из которых используются и сейчас. Это арки и аркады, амфитеатры, купола, базилики. Шло массовое строительство зданий, способные вместить в себя большое количество людей. Это термы, библиотеки, театры, храмовые постройки.
Основные памятники архитектуры:
- Колизей. Это грандиозный амфитеатр, на арене которого проводились кровопролитные гладиаторские бои.
- Форум. Это целая площадь, на которой располагались храмы и триумфальные арки. Изначально место представляло собой болото, поэтому перед постройкой его пришлось осушить.
- Пантеон — классический храм всех богов.
- Термы Каракалы. Это банный комплекс, где не только мылись, но и вершили государственные дела.
Несмотря на использование опыта греков и этрусков, римляне смогли привнести в архитектуру и собственные нюансы, прежде всего, монументальность, грандиозность. Многие памятники тех лет отличаются колоссальными размерами. Основная задача таких сооружений — отображение в камне мощи и величия империи.
Развитие скульптуры
Культурные особенности скульптуры Древнего Рима позволяют считать ее не слепым подражанием греческой, а уникальной. Основными характеристиками являются знанием мимики, реалистичность, точность. Источником идей была не только религия, хотя изображения богов дошли до наших дней. Также делали портреты полководцев, вельмож, философов и, конечно, императоров. Скульпторы пытались придать каждой своей работе максимальное сходство с первоисточником, часто в ущерб эстетической привлекательности.
Основные скульптурные произведения:
- Капитолийская волчица.
- Лаокоон и его сыновья.
- Статуя Октавиана Августа.
- Конная статуя Марка Аврелия.
Составляя конспект по теме, нужно упомянуть, что материалами для создания статуй изначально служили глина, бронза, затем — мрамор. С развитием техники в ход пошли горный хрусталь, драгоценные камни, золото. До наших дней дошли как рельефы, так и статуэтки, бюсты, сложные композиции. Мастера работали с различными темами: исторической, батальной, мифологической. Присутствует и элемент аллегории, символизма.
Изобразительное искусство
Оно носило утилитарный, материальный характер. Живопись Рима отличается многообразием, но основной разновидностью были фрески. Основными цветами, с которыми работали художники, были красный, желтый, белый, черный. Применялась и техника инкрустации с использованием мрамора, яшмы, самоцветов.
К живописи относятся и мозаики, и монументальные фрески, на которых изображены люди в полный рост. Для них характерны сложность сюжета, детализация, реалистичность. Основными героями являются боги и герои, также появляются и бытовые сюжеты, батальные сцены. Наиболее известные из дошедших до нас фресок находятся в Помпеях, городе, который оказался погребен под лавой извергающегося Везувия. Катастрофа стала причиной гибели всех жителей, но пепел позволил сохранить произведения искусства.
Таковы особенности древнеримского искусства. Менялись императоры, шли кровопролитные войны, а зодчие и скульпторы творили свои бессмертные произведения, многие из которых дошли до наших дней и сейчас являются ценнейшими экспонатами музеев.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!