Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Тоска по родине! Давно...»
Живя за границей, Марина Цветаева скучала по родной России. Но она не могла вернуться из Праги из-за сложной политической ситуации. Все свои эмоции поэтесса выплескивала на бумагу и писала стихи. Среди них «Тоска по родине! Давно…», анализ стихотворения поможет понять мотивы его написания и настроения Цветаевой в тот период ее жизненного и творческого пути.
Оглавление:
План анализа
Работу над стихотворением лучше разделить на несколько пунктов и кратко их охарактеризовать. Основные пункты:
- История создания — произведение было написано в 1934 году, когда Марина жила в Чехии.
- Тема поэзии — печаль в разлуке с родиной.
- Жанровая принадлежность — лирическое стихотворение.
- Стихотворная форма — четырехстопный ямб.
- Композиция — стих неоднородный с неточными рифмами и линейным изложением мыслей.
- Художественные средства — эпитеты, сравнения и большое количество восклицаний.
Краткий анализ «Тоски по родине» Цветаевой можно детализировать и расписать по каждому из пунктов. Особенно это будет полезно для школьников, во время написания сочинения по стихотворению или подготовки к ЕГЭ.
История написания
Революция и становление советской власти в России стало тяжелым периодом в жизни многих людей. Особенно это отразилось на представителях интеллигенции и дворянства, ведь большое их число подверглось политическим репрессиям. Марине Цветаевой, можно сказать, повезло — ее не отправили в ссылку, не подвергли расстрелу и не признали врагом собственного народа.
Ведь в те годы интеллигенцию как класс практически уничтожили.
Поэтов, художников, писателей считали бесполезными для новой, послереволюционной жизни. Это привело многих к нищенскому образу жизни и забвению. Марина Ивановна не стала исключением — ее творения признали нездоровыми для современников и слишком буржуазными. Она перестала называться поэтессой, ее нигде не печатали и не давали выступать. Сценарий жизни, при котором она в забвении молчит, казался ей невыносимым.
И тогда Марина вместе с супругом и дочерью весной 1922 года отправилась в Прагу. Но жизнь за границей нисколько не радовала поэтессу. Чехия не смогла стать для ее семьи родным домом, и сама женщина то и дело скучала по России.
Там, в Чехии, в 1934 году она пишет стихотворение «Тоска по родине!». Годы в эмиграции, стали непростым периодом для Цветаевой. Она чувствовала себя одинокой и никому не нужной. А также страдала от бедности. Но Марина четко понимала, что дома ее положение было бы ничуть не лучше, и творчество ее теперь никому не нужно.
В 1939 году поэтесса таки возвратилась на родину. Однако, своего нынешнего положения в обществе она вынести не смогла и спустя два года покончила с собой. И кажется, предчувствие этого начинало ее преследовать еще во время написания поэзии.
Основная тема и жанр
Основная тема стиха выражается еще в первой строчке — это ностальгия Марины по России. Цветаева при этом дает понять, что в счастливый конец своей истории она уже не верит, да и какая ей разница, где быть ненужной и не понятой, на чужбине или на родине: «Тоска по родине! Давно / Разоблаченная морока! / Мне совершенно все равно / — Где совершенно одинокой быть…»
Основная мысль заключается в том, что человек, у которого забрали родину становиться душевным калекой и начинает испытывать ко всему и всем безразличие. Страдания его становятся невыносимыми и спрятать их невозможно.
Главная проблематика произведения — это судьба русских эмигрантов за границей. Она фактически признается, что вынуждена жить воспоминаниями.
Марина знает, что многие из ее коллег, в страхе потерять свободу, пошли на сделку с совестью и начали писать идеологически правильные произведения. Цветаева поступать иначе не хотела, она не сможет поступиться своими принципами и стать приспешницей новой власти. Но она все равно скучает по дому. Хоть он больше и не такой, каким она его любила, Марина все равно хотела бы вернуться. В стихотворении она ассоциирует себя с сильными зверями — медведем и львом.
Произведение относится по литературному роду к лирике. По жанру это лирическое стихотворение. Цветаева через образ героини выражает собственные эмоции и настроение. Она скучает по родному говору, знакомым пейзажам, но в то же время понимает, что это чувство может ее погубить.
Композиция и размер стиха
Размер произведения — четырехстопный ямб. Цветаева часто использует его в творчестве, и он позволяет ей наиболее точно описать порывы своей души, благодаря простоте размера.
Композиция стихотворения развивается линейно — от первой строфы, где Марина Ивановна делится мыслями, что ей все равно, где чувствовать одиночество, до последней, в которой поэтесса признается, как сильно скучает по родине.
С каждым последующим четверостишием Цветаева все сильнее раскрывает идею безнадежности и отчаяния. Когда-то она по-настоящему грустила по прошлому дому, но теперь эта грусть все сильнее напоминает равнодушие.
Средства выразительности
Анализируя «Тоску по родине!» Цветаевой нельзя не заметить, что художественных средств в этом стихотворение использовано довольно мало. Среди тех немногих можно выделить:
- Сравнения — «как госпиталь или казарма», «как бревно».
- Эпитеты — «базарная кошелка», «зоркий сыщик», «разоблаченная морока».
- Рифмы в стихотворении неточны, и стих получился неоднородным. Но именно это свойство помогает прочувствовать переживания поэтессы в тот момент.
Читая стихотворение, кажется, что у главной героини беглая речь и ощущается, как ее слова становятся все более напряженными и волнительными.
Нервный ритм изложения и большое количество восклицаний выдает эмоциональный накал героини. Напряжение в ее повествовании с каждой строкой нарастает все сильнее и сильнее, и в конце кажется — она почти кричит. Но в последней строчке, вспоминая милую сердцу рябину, символ России, поэтесса опускается до тихой грусти без восклицаний.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!