Не хватает времени написать работу?

Доверьте это профессионалам.

Узнать стоимость

История создания и анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Узник»

Некоторые писатели создавали произведения в заточении или других неподходящих условиях. Из-за этого свои литературные творения они посвящали подобной тематике. В период нахождения в тюрьме было написано произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Узник». Анализ стихотворения поможет определить, что чувствовал автор, какие мысли его посещали в тот период. С этим образцом лермонтовской поэзии дети знакомятся на уроках русской литературы в 8 классе.

Оглавление:

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Узник»

История создания

Поэт долгое время находился в заключении, прежде чем создал «Узника». Стихотворение было написано в 1837 году. Если говорить кратко, то его главной темой является потеря свободы. Писателя посадили в тюрьму по приказу государя. Он, казалось бы, не совершал опасных преступлений, не грабил, не воровал. Михаил Юрьевич попал под стражу за публикацию стихотворения «На смерть поэта», посвященному А. С. Пушкину.

Лермонтов чувствовал себя одиноким, так как навещать его мог только камердинер. Хоть автор находился в тюрьме, он продолжал писать на грязных листах бумаги, в которой ему приносили еду.

Лермонтов в заточении

Основная идея для написания произведения пришла ему, когда заточение казалось невыносимым. Поэт говорил, что свобода для узника — это мечта, которую достичь практически невозможно. Он прекрасно понимал, что сидеть ему придется еще долго, от этого строки стихотворения пронизаны унынием и безысходностью. Заточение становится невыносимым от мысли, что нет возможности поговорить с кем-либо, поделиться переживаниями.

Стих состоит из трех строф. В первой части стихотворения читатели могут наблюдать оптимизм главного героя, но уже во второй строфе можно увидеть, что настроение писателя меняется. Заключительная часть завершает мысли автора, он понимает, что обречен. В строках прослеживается глубокая грусть.

Произведение пропитано трагизмом и разочарованием. Именно по этим характеристикам можно определить жанр лирического рассказа. Чтобы передать читателям свое настроение, писатель использует несколько литературных приемов:

  1. Метафоры — «стены голые», «добрый конь».
  2. Эпитеты — «младая», «пышный».
  3. Олицетворение — «тускло светит луч лампады».

В литературном сочинении можно встретить и такие средства выразительности, как сравнения. Стихотворение «Узник» после выхода было принято неоднозначно. Его критиковал даже В. Белинский.

Несмотря на отрицательные отзывы, произведение опубликовали в газете «Одесский альманах» в 1840 году.

Краткое содержание и анализ

Начало стихотворения имеет общие черты с народной песней на уровне ритмики. Слова, которые использовал автор, легко складываются в песенный ритм.

Во второй половине произведения заметны перемены в настроении автора. Это связано с мрачным описанием тюремных стен. Последние восемь строк противоположны началу стихотворения.

В завязке произведения можно ощутить надежду и уверенность в том, что исход будет благополучным. Но финал приводит к неизбежности и обреченности. Такое настроение чувствуется благодаря тонко подобранным выражениям.

Стих Лермонтова «Узник»

Возникновение часового в последней строфе рассматривается как олицетворение смерти. Автор пытается своими строками сказать, что неизбежность конца наступает всегда. Финал земного пути — это встреча с часовым один на один в своей темнице.

Писатель, находясь за закрытыми дверями, мечтал увидеть солнечный свет, встретить свою любимую и стать счастливым. Но он осознает всю картину происходящего, а также понимает, что никогда ему не встретить «красавицу младую» и не вскочить на «черногривого коня».

Смысл стихотворения «Узник» Лермонтова — это испытание жизнелюбия. План произведения дети составляют на уроках после его анализа.

Еще разборы стихотворений М.Ю. Лермонтова:

Построение произведения

Произведение состоит из монолога главного героя. Оно относится к лирическим творениям автора с нотками романтизма. Композиционная структура текста построена на принципах антитезы. Писатель создает сравнительные нотки свободы и одиночества. Слова из первых строк он наполняет позитивным настроением и активной жизнью, которая, как он понимает впоследствии, быстротечна.

Поэт сливается с образом узника и сравнивает себя с сильным ветром, гуляющим по степи. Но следующие строки возвращают лирического героя к реальности. Несмотря на небольшой размер стихотворения, можно полностью понять, чего не хватало автору в тяжелый для него период. Ему хотелось свободы и общения.

Не успеваете написать работу?

Заполните форму и узнайте стоимость

Контактные данные - строго конфиденциальны!

* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Подтверждение

Ваша заявка принята.

Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.
В ближайшее время мы свяжемся с Вами.

Ошибка оформления заказа

Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.

Популярные статьи

Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!

Оставить комментарий