Характеристика главных героев произведения «Чучело»
В 1975 году советский детский писатель Владимир Железников написал «Чучело». Характеристика главных героев этой повести показывает, что они обычные шестиклассники, которые живут по законам стаи, где выживает сильнейший, а тот, кого они посчитают слабым, подвергается жестокой травле. Однако новенькая девочка Лена, ставшая изгоем в классе, демонстрирует настоящую силу духа. Только к концу произведения школьники осознают весь ужас своих поступков.
Оглавление:
Лена Бессольцева
Лена Бессольцева — двенадцатилетняя девочка, нескладный подросток, немного нелепая и угловатая, с длинными руками и ногами. На спине у неё торчали лопатки, будто крылышки. С подвижным лицом и большим ртом, с которого почти не сходила открытая, добрая улыбка. Волосы были заплетены в две тугие косички.
Она была внучкой Николая Николаевича и переехала к нему в небольшой городок на берегу Оки. Придя в новую школу, она с первого же дня демонстрировала доброжелательность и стремилась подружиться с другими ребятами, но они, видя её нескладную внешность и зная, что она внучка старика, которого в городе прозвали «Заплаточником», сразу дали ей прозвище «Чучело». Но девочка не обиделась: будучи наивной, доверчивой и излишне простодушной, она думала, что одноклассники просто так шутят, а на самом деле они добрые и хорошие.
Лена влюбляется в своего одноклассника — Диму Сомова, который сначала общается с ней и помогает ей. Её чувства к нему светлые и прекрасные. Когда Дима совершает подлый поступок, Лена берёт всю вину на себя в надежде, что тот сознается. Она готова долго прощать и верить в него, при этом терпя унижения.
Несмотря на то что класс выбрал Лену как слабую, над кем можно издеваться, на самом деле она — очень сильная, обладающая смелым нравом, не боящаяся сказать правду и бросить вызов толпе. Все тяготы и издевательства она выносит с гордостью. Она даже решается на отчаянный поступок — побриться налысо, чтобы стать настоящим «чучелом» и высказать одноклассникам правду. Произошедшая история ещё больше закаляет её характер.
Во время прочтения книги главной героине хочется сопереживать и сочувствовать, она вызывает симпатию своим поведением, искренностью, благородностью, добротой и внутренним светом. Как её дедушка отличается от остальных жителей городка, так и она отличается от своих одноклассников, и они с самого начала замечают это. Это становится одним из факторов, которые вызывают в ребятах внутренний бунт против новенькой.
Прототипом Усольцевой стала племянница писателя Железнякова: от своей сестры он узнал, что девочку несправедливо обвинил в предательстве и начал травить весь класс. Этот рассказ и стал для автора «Чучела» толчком к написанию повести, которая привлекла внимание общественности к столь важной теме.
Описание взрослых героев
В произведении не так много взрослых персонажей, ведь акцент сделан именно на трагедии, происходящей в подростковом обществе. Очень часто проблема, которая для взрослых кажется сущим пустяком, для ребёнка или подростка приобретает огромные масштабы.
Взрослые герои произведения и их характеристика:
- Николай Николаевич Бессольцев — пожилой человек, уже несколько лет живущий в собственном доме в старом городке на берегу Оки. Уважал, любил и высоко ценил историю родного города. Собирал картины своего предка-художника, превратив свой дом в музей и тратя на это все свои деньги, при этом ходя по городу в старом пальто с заплатками, за что его и прозвали «Заплаточником». Был нелюдим и необщителен, местные жители считали его странным и не понимали. Но он имел доброе сердце и чистую душу, умел радоваться искусству, как ребёнок, был благородным и хорошим человеком. Живя в своём мирке, не замечал проблемы внучки, пока она сама не рассказала ему всё. Щедрый: решив уехать из города, подарил школе дорогую картину.
- Маргарита Ивановна Кузьмина — классная руководительница 6 «А» класса, красивая молодая женщина. Она могла бы заметить, что происходит в её классе, но все эти события происходили как раз накануне её свадьбы, поэтому она была занята подготовкой к торжеству и своими мыслями. К проблемам ребят она относилась поверхностно, не желая вникать в них. Кроме того, ученики не слишком её уважали: за глаза называли просто по имени, без отчества, подшучивали, её мнение не было для них авторитетным, они спокойно сбежали в кино с последнего урока, проигнорировав её сообщение, оставленное на доске. В конце истории, узнав правду, учительница раскаялась, что не обратила внимания на происходящее и не остановила травлю.
Характеристика школьников
Герои произведения — шестиклассники, у каждого из которых есть свой уникальный характер. Их описание и характеристика:
- Дима Сомов — симпатичный мальчик из обеспеченной семьи. С самого первого дня он симпатизирует Лене. В одном эпизоде он отдаёт ей свои сапоги, потому что она промочила ноги, в другой раз — вместе с ней пытается спасти от живодёра собаку. Димка для всех хочет казаться настоящим героем. Но это у него не всегда получается. Из-за трусости он не может честно сознаться, что предал одноклассников. Очень скоро он идёт на поводу у толпы и присоединяется к травле Лены. Он двуличен и готов на всё, только бы не потерять собственный авторитет в классе и не стать жертвой издевательств.
- Миронова, Железная Кнопка — лидер класса, волевая, принципиальная, излишне жёсткая и строгая. Она уважает Лену за её смелость и честность, но при этом считает, что предательство, каким бы оно ни было, должно быть наказано. Отличается от других девочек тем, что не видит смысла в моде и «тряпках». В её семье есть конфликт, который отражается на её характере: её мать старается скрыть всё неприятное, вместо того чтобы решить проблему, а дочь не поддерживает этого.
- Шмакова — первая красавица в классе, модница, хитренькая и подлая, как лиса, но за её внешностью скрывается неуверенность в себе. Ей нравится Димка, она любит внимание мальчиков. Использует других в своих целях, умеет манипулировать людьми.
- Попов — влюблённый в Шмакову мальчик, всюду таскается за ней, а она называет его «Попик» и считает его своим «рабом». Он является подпевалой других ребят.
- Валька — жестокий, грубый, завистливый, в числе первых травит Лену. Деньги и выгода для него находятся на первом месте. Чтобы заработать, ловит бездомных собак и сдаёт их живодёрам за деньги. Его старший брат Петька защищает его интересы.
- Лохматый — мальчишка, считающий, что самое главное — это грубая сила.
- Толик, Рыжий — мальчик, присоединившийся к травле только затем, чтобы его самого не дразнили из-за того, что он рыжий. «Я всегда был как все. Все били — я бил», — признаётся он. Именно он в конце произведения пишет на доске: «Чучело, прости нас!». Его мама, тётя Клава, работает в парикмахерской, а отец живёт в Москве, и он очень хочет к нему поехать. В фильме-экранизации этот герой заменён на девочку Марину.
- Васильев — тихоня-изгой, который пытается вступиться за Лену, но ему не хватает смелости.
Подростковая жестокость в образах персонажей
Проведя анализ содержания произведения, можно увидеть, что подростковая жестокость зачастую рождается из-за собственных комплексов школьников и «стадного» инстинкта. Почти каждый из героев имеет черты, за которые суровое подростковое общество могло бы подвергнуть травле их самих:
- Железная Кнопка имеет проблемы в семье;
- Шмакова страдает неуверенностью в себе, поэтому скрывает это за красивыми нарядами;
- Валька сдаёт собак на живодёрню и боится, что об этом факте узнают;
- Толик не хочет, чтобы его дразнили «рыжим», поэтому старается не выделяться;
- Дима Сомов труслив, но для окружающих хочет быть слишком хорошим.
В конце произведения каждый из ребят осознаёт всё это и оказывается один на один со своей совестью. Все герои произведения переосмысливают свои прежние поступки, меняются, растут над собой.
Меняется Лена Бессольцева: она стала сильнее, её характер закалился навсегда. Меняется и её дедушка: он, живший в мире своих картин, упустил внучку, но теперь он добровольно расстаётся со всеми своими картинами, дарит их городу, отпускает своё прошлое, чтобы теперь быть более внимательным к настоящему — к своей родной единственной внучке.
Если писать сочинение по этому произведению или даже прочитать его краткое содержание в википедии, можно увидеть, как много глубоких тем затронуто в сюжете — это и детская жестокость, и конфликт в подростковом коллективе, и вопросы справедливости, темы семьи и искусства.
Жанр произведения — реализм: история предстаёт перед читателями ярко и живо, и не исключено, что с подобным сталкивались многие в школьные годы, благодаря чему некоторые могут узнать в героях самих себя.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!