Анализ стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся»
Маяковский известен в литературе как резкий, саркастичный и весьма откровенный автор гражданской лирики. В его произведениях, кажущихся большинству людей сложными для восприятия и запоминания, присутствуют и сатирические образы, и смелые высказывания против несправедливости. Убедиться в этом позволяет стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся». Анализ текста показывает, насколько неприятна автору послереволюционная действительность.
Оглавление:
История творчества поэта
Как и большинству граждан в стране, Владимиру Маяковскому пришлось неоднократно столкнуться с жесткой и несправедливой бюрократической структурой. Он не мог оставаться равнодушным к тому, что происходило. Бумажная волокита сопровождала каждый шаг, сложившиеся общественные устои и новая система, по которой приходилось жить после революции, утомляли и вызывали гнев в душе поэта, как и у остального населения. Очень точно и откровенно он пишет об этом в своем стихотворении «Прозаседавшиеся».
В дореволюционном периоде Маяковский оставался категоричным противником царского режима и самодержавия, но когда общественно-политический строй все-таки сменился, у него появилось еще больше поводов для негодования и неприкрытой иронии. Одной из причин саркастичного отношения поэта к государству стал бюрократизм, который во времена Советского Союза возвелся в абсолют. Такому нежелательному в обществе явлению и посвящен стих.
В тексте произведения автор очень точно подметил и описал недостатки и особенности коммунистической системы, только начинавшей свое становление. Литературный слог и содержание очень понравились Владимиру Ильичу Ленину, он похвалил Маяковского за смелость и чувство справедливости.
Датой написания стихотворения считается осень 1922 года. Именно в этот период писатель окончательно убедился, что его надежды на перемены к лучшему оказались напрасными. По его мнению, свершившаяся революция не смогла спасти народ, а только все усложнила. Как и остальное творчество автора, произведение «Прозаседавшиеся» относится к футуризму. В тексте Маяковский кратко высмеивает насущные проблемы человечества:
- бесполезный бюрократизм;
- сумбурность происходящего;
- беспорядок и отсутствие контроля.
В написанных строках хорошо просматривается отношение верхушки власти к обычным людям. Поэт не может без иронии наблюдать за происходящим и возмущается тем, что каждый шаг сопровождается массой бессмысленных и абсурдных процедур, связанных с оформлением бумаг.
Текст стихотворения отражает будничную активность разных слоев населения, их деловую занятость и смысл пребывания в государственных учреждениях.
Тема, основная идея и образы
В стихе автор пытался продемонстрировать протекание рабочих чиновничьих будней. Главную проблему он раскрывает посредством восприятия обычным человеком тех сложностей, с которыми ему приходится сталкиваться, обращаясь в госструктуры. В образе героя автор выставляет простого мужчину и описывает, какими на самом деле являются чиновники в глазах народа. Речь идет о работниках, они ежедневно торопятся в учреждения, где их ждут тысячи бумаг, которые они разбирают и расходятся по своим кабинетам.
Основной идеей произведения является бесконечное и безрезультатное скитание граждан, безнадежное обращение к представителям власти, отсутствие возможности получить ответы на интересующие вопросы. Героя произведения просят подождать, поскольку все заседают, затем предлагают прийти еще через какое-то время, так как не осталось даже секретарей — все ушли на комсомольские собрания.
С иронией и сарказмом Маяковский описывает эту картину, понимая, что на таких сборах не решается ничего, крайне редко затрагиваются важные проблемы. Весь день обычного человека проходит в беготне по коридорам и лестницам в попытках застать нужного чиновника. В конце концов, когда терпение героя лопается, он с гневом врывается в зал заседаний и видит, что там менее половины тех, кто должен присутствовать на рабочих местах. Высмеивает автор и поведение секретарши, которая оправдывает малую численность работников аппарата их занятостью в других мероприятиях.
Завершающей строкой поэт демонстрирует уверенность в том, что заседания — это напрасная трата времени, безделье, но страдают от этого только обычные люди. Яркими образами стихотворения являются:
- Иван Ваныч — карикатурный собирательный образ начальника, постоянно занятого бессмысленными собраниями;
- лирический герой — обобщенная версия посредственного гражданина, который весь день разыскивает Иван Ваныча, чтобы попасть на прием;
- «ополовиненные люди» — символ, характеризующий абсурдный и непродуманный рабочий график, из-за которого чиновники ничего не успевают.
В душе поэта никак не стихает возмущение. Он отображает конфликт между народом и государством, высмеивает вынужденность людей простаивать под дверями кабинетов, чтобы решить насущные проблемы. Бесконечные формальности создаются самими уполномоченными сотрудниками, что сильно усложняет жизнь просителям.
Композиция и средства выразительности
Основой композиционной структуры произведения стали сутки — временной промежуток, в течение которого и происходят все описанные события. Текст составлен в форме монолога главного героя, повествующего о грустных приключениях по кабинетам разных чиновников. Смысловое содержание условно делится на две части:
- повествование о блужданиях по коридорам и лестницам в надежде попасть к представителям власти;
- рассказ о лопнувшем терпении и гражданине, ворвавшемся на заседание.
Произведение состоит из строф с разным количеством строчек. В некоторых из них всего одно-два слова. Это характерный признак творчества Владимира Маяковского и других представителей футуризма.
Автор не зря решил написать стихотворение в жанре фельетона. Именно такой стиль позволяет высмеять и максимально ярко продемонстрировать сложившуюся реальность и общество в ней. Текст составлен разностопным ямбом, в нем использованы различные виды рифмовки, а в некоторых местах она и вовсе отсутствует.
В произведении использованы средства художественной выразительности. Это обусловлено системой образов и смысловым содержанием. В первых строках присутствует гипербола. С ее помощью Маяковский говорит о «дожде бумажек», сотнях лестниц, которые ему пришлось преодолеть за день. Другими приемами, присутствующими в тексте, являются:
- эпитеты («верхний этаж», «страшная картина», «утро раннее»);
- метафоры («взъяренный на заседание врываюсь лавиной», «поневоле приходится раздвояться»).
На уроках русской литературы произведения Маяковского изучаются по плану с 8 класса, так как они сложны для восприятия и затрагивают серьезные гражданские темы. В его текстах чувствуется откровенное издевательство над высмеиваемыми образами, экспрессивность, а кульминационные моменты переполнены эмоциями.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!