Анализ и краткий разбор стихотворения А. С. Пушкина «Няне»
В детстве Александр Сергеевич много времени проводил с Ариной Родионовной. Эта женщина была для него близким другом, моральной опорой и советчицей.
Оглавление:
Её светлый образ он запечатлел в стихотворных произведениях. Анализ «Няне» Пушкина учащиеся выполняют на уроке литературы в 5 классе.
Дети подбирают иллюстрации к тексту, определяют жанр и готовят доклад.
История создания
Арина Родионовна Яковлева занималась воспитанием поэта, как это было принято во всех дворянских семьях. Она любила маленького Александра, как родного ребёнка. Так же тепло она относилась к его братьям и сёстрам. Благодаря няне Пушкин с детства слышал много чудесных историй, сказок и преданий, из которых потом брал сюжеты для своих произведений.
Стихотворение «Няне» поэт написал в период ссылки в Михайловском. Год написания — 1826, а ещё через 2 года Арины Родионовны не стало. В имение его отправили за вольнодумство, и это время оказалось для поэта очень тяжёлым. Отец следил за сыном и готов был донести властям о каждом его «неверном» поступке. Друзья и родственники навещали Александра Сергеевича очень редко, и единственным близким человеком, который был рядом, оставалась Арина Родионовна.
Молодой поэт и пожилая женщина коротали вечера за долгими задушевными беседами, а благодаря этому Александр находит в себе силы жить и творить. Арина Родионовна была настоящим лекарем для его души, и неудивительно, что он пожелал увековечить её образ в стихотворных строках, проникнутых тёплым чувством.
Иногда говорят, что стих «Няне» — письмо Пушкина Арине Родионовне, но это не совсем верно. Пожилая женщина фактически разделила ссылку с Александром Сергеевичем, поэтому писать ей письма не было необходимости.
Работа над произведением была завершена в 1826 году, ещё при жизни няни, а опубликовали его только после смерти А. С. Пушкина.
В 1855 году издательство выпустило поэтический сборник, куда вошли многие произведения Александра Сергеевича, в том числе и «Няне». У поэта стихотворение было без названия, к тому же он не успел его закончить.
Основная тема
Небольшое стихотворное произведение полностью посвящено воспоминаниям о няне. По форме оно представляет собой обращение — распространённый в те годы приём. Главные персонажи — лирический герой (рассказчик), и та, к которой он обращается. По первым словам можно понять, что няня занимала в душе поэта главное место. Он обращается к ней ласково, называет своей «голубкой», «подругой». По эпитету «дряхлая» можно понять, что няня была в преклонном возрасте.
По сюжету стихотворения пожилая женщина живёт одиноко в лесу. Строка «Горюешь, будто на часах» показывает уверенность лирического героя в том, что старушка ждёт его не переставая. Чтобы понять, что значит эта строка, достаточно знать следующее: «стоять на часах» используется в значении «находиться на посту, не сходя с места».
Арина Родионовна вяжет, и в то же время постоянно прислушивается к звукам за окном, надеясь, что вот-вот появится дорогой её сердцу воспитанник.
Рассказчик понимает, что в сердце старушки живёт тоска по нему, и она живёт ожиданием скорой встречи. Няня вглядывается в темноту, но из неё никто не появляется. Тяжёлые предчувствия поселились в душе, но автор говорит, что это ей только чудится. В одной строке показано очень много: забота автора о близком человеке, понимание, как плохо в одиночестве, и желание успокоить.
Лирическое сообщение отлично передаёт мысль, что связь с близкими существует всегда, даже когда они далеко. Незримая нить, соединяющая души, служит опорой в трудные минуты, когда отвернулись остальные.
Композиция и жанр
Композиционно стих имеет простую структуру. Оно небольшое, не делится на строфы.
А также в нём отсутствуют вступительная, центральная и заключительная часть. Это просто монолог, который начинается без введения и заканчивается так же внезапно.
Последняя строка короче, чем остальные, и это создаёт ощущение драматизма. Каждая строчка посвящена пожилой женщине и содержит одну деталь её образа.
В итоге читатель видит целостную картину:
- няня живёт в лесу;
- она сидит в светлице и вяжет;
- часто её взгляд падает на ворота, в темноту;
- в сердце старушки — переживания о лирическом герое.
Автор использовал 2 вида рифм: женские и мужские. Для стихотворных строк он выбрал четырёхстопный ямб и перекрёстную рифмовку. Жанр стихов — послание, однако содержатся и черты элегии.
Средства выразительности
Благодаря тропам автору удалось сказать очень много, хотя стихотворение небольшое по объёму. Средства художественной выразительности, которые применил А. С. Пушкин:
- Сравнение. «Будто на часах».
- Эпитеты. В стихотворении «Няне» Пушкина именно они задают настрой. «Чёрный отдалённый путь», «голубка дряхлая», «наморщенные руки».
- Метафоры. «Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь», «медлят… спицы».
Помимо этих, рассказчик применил и другие тропы. Учащимся стоит поучиться находить их самостоятельно, учитывая, что средства выразительности в стихах Пушкина есть почти в каждой строке. Произведение «Няне» — одно из самых значимых в творчестве поэта. Оно отражает его душевный настрой в тяжёлый жизненный период и показывает, насколько тесной была душевная связь между Александром Сергеевичем и Ариной Родионовной.
Работа на уроке
Анализ стихотворения «Няне» А. С. Пушкина дети делают после того, как прочитают оригинал. Какие именно задания даёт учитель, заранее нельзя сказать, так как у каждого своя методика. Так, преподаватель может попросить нарисовать рисунок — портрет няни или поэта. В читательский дневник дети должны записать впечатления и мысли.
Одно из обязательных заданий — определить жанр. А также учащиеся должны кратко изложить сюжет, сделать разбор стиха, описать няню и отношение поэта к ней.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!