Оболт-Оболдуев: характеристика образа помещика
Помещик Гаврила Афанасьевич — один из самых колоритных и запоминающих персонажей в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Образы помещиков в произведении собирательны, но при этом все они практически не вызывают ни симпатии, ни сострадания, в отличие от простых людей. Сам Оболт-Оболдуев по характеристике — типичный карикатурный образ зажиточного мужчины дворянских кровей.
Оглавление:
Создание персонажа
В первых четырех главах поэмы автор размышляет о том, что такое истинное человеческое счастье. В главе «Помещик» ключевые герои поэмы, семь простых мужиков, встречают помещика Гаврилу Афанасьевича.
Дворянин выкладывает им свою историю и жалуется мужикам на свою «бедную жизнь». Помещик делится с ними тем, как скучает по крепостничеству, которое отменили в 1861 году. Оболт-Оболдуев сильно контрастирует с высоким идеалом народа — образом Ермилы. Он же один из тех людей, что довели русские деревни до нищеты, а в рабочем классе видели лишь рабочую силу. Гаврила отражает всех тех, кому не понять, каково было народу жить в крепостных, ведь ему в те годы было хорошо.
Самому автору уже в 40-е годы простой мужик и помещик представлялись как две несовместимые величины, чьи интересы и представления об идеальном обществе полностью противоположны. И тогда в своей поэме он решил столкнуть их вместе. И сделал так, что богач поведал все о своей жизни простому люду.
Сам типаж помещика как любителя псовой охоты присущ и другим творениям Некрасова:
- «Шила в мешке не утаишь…»;
- «Ростовщик»;
- «Псовая охота»;
- «Родина».
Образы помещиков часто восходят к настоящему отцу писателя. Алексей Некрасов был очень колоритным представителем эпохи, а определенные его черты проглядываются в характере Гаврилы Афанасьевича. Некрасов также страстно любит охоту, гордился своим дворянским происхождением и предпочитал кулаками расправляться с крестьянами.
Внешний портрет
Автор передает характер Гаврилы Афанасьевича через демонстрацию несоответствия между тем, что думает о своей личности сам герой и с каким смыслом он говорит те или иные слова, и тем, как он выглядит на самом деле в глазах простых мужиков и читателя. И впечатление о нем как о самодовольном, ничтожном человеке и комичном герое создается уже после первых слов, описывающих его внешний облик.
Мужики увидели какого-то «кругленького барина, усатенького и пузатенького». Во рту он держал не сигару, а «сигарочку» и достал «пистолетик», такой же как и он сам, «толстенький». Мужчине на вид лет 60, а лицо его украшают седые усы. Автор намеренно описывает его, используя уменьшительно-ласкательные слова, чтобы описать всю ничтожность образа. Ведь, увидев их, он с трусливой воинственностью направил пистолет. И это настолько противоречит обликам правдоискателей, что мужики невольно начали смеяться.
Происхождение имени
Помещик имеет очень интересную фамилию. Во времена Некрасова «обалдуем» был неотесанный человек, невежа. Значение слова имеет похожий смысл и сегодня. А Оболт-оболдуев — дважды болван. Персонаж не видит смысла в образовании, что только подчеркивает его фамилию. Он сам неуч, а потому резко отзывается об учреждении крестьянских школ. На его взгляд, народу грамота не нужна.
Кичится Гаврила и своим древним дворянским родом. И дает характеристику Оболт-Оболдуев себе цитатой:
Я роду именитого.
Мой предок Оболдуй
Впервые поминается
В старинных русских грамотах
Два века с половиною
Назад тому.
Гаврила был смешон не только при первой встрече. Забавляла мужиков и пафосность, с которой он рассказывал о нелепых подвигах своих предков, пытающихся сжечь Москву и ограбить казну, развлекающихся с медведями. Смешно было на него смотреть и в момент, когда он в охотничьем азарте махал руками и, крича первобытные возгласы, воображал, как травит лису.
Но все же для простых мужиков Оболт-Оболдуев не был просто смешным человеком. Все семеро испытывали к нему недоверие и внутреннюю враждебность. Никто из них не верит «честному, дворянскому слову», ведь есть «христианское слово», более крепкое и надежное.
По словам, которыми обменивались мужики и помещик, можно проследить их истинное отношение друг к другу. Они часто звучат с издевкой и пронизаны взаимным презрением. Оболт, переигрывая в доброжелательности, называет их господами. А они же, смеясь над подвигами его предков, кратко отвечают, что таких бездельников и сейчас немало шатается по улицам.
Отношение к крепостничеству
Неприязнь мужиков к Гавриле объясняется его рассказом о том, как же хорошо раньше жилось помещикам до наступления реформ.
Он восторженно вспоминает жизнь до отмены крепостничества. И особенное удовольствие ему приносят мысли о повиновении крестьян, как рабов, когда они падали ему в ноги. Забыв, с кем он беседует, помещик предается воспоминаниям о былой власти:
Кого хочу — помилую, кого хочу — казню.
С одной только этой фразы Оболта-Оболдуева понятно, что со своими крепостными он обращался чрезвычайно жестоко и за людей их не считал. Но затем он оправдывается перед собеседниками, что без строгости тоже нельзя. И быстро приводит примеры милого отношения к крестьянам, но они вновь показывают его не с лучшей стороны:
- христосование с мужиками;
- выдача крепостным вина;
- разрешение молиться в господском доме.
Все эти поступки никак не нельзя назвать искренними проявлениями доброты. И помещик явно приукрашает действительность, рассказывая, как отпускал крепостных на заработки. Скорее всего, на чужбину им приходилось идти, чтобы не умереть от голода. А подарки для барина несли они не в благодарность, а в виде дани.
Счастлив был Гаврила и от ощущения того, что у него есть собственность — свои леса, поля, индюки, наливки и другие прелести барской жизни. Столь довольным упоением своей властью он цинично показывает свою силу над простым людом. А это также сильно разнится с заботами правдоискателей.
Странно ведет себя Гаврила, говоря тем, кто надрывается от работы, о своем неумении и нежелании трудиться. Он спокойно рассказывает, что 40 лет безвылазно живет в деревне, но абсолютно ничего не смыслит в деревенской жизни и в том, как обрабатывают землю.
Оболт-Оболдуев не оставляет без внимания и перемены в жизни России — упадок помещичьего хозяйства и рост буржуазного предпринимательства. Но сильнее всего его все-таки тревожит иное, что мужики уже не так почтительно к нему относятся и смело ходят по его владениям, или еще хуже — бунтуют в случае недовольства. Все эти перемены, которые за счастье для его собеседников, Гаврилу не устраивают, и настроен он враждебно. Ведь они связаны с уничтожением столь дорогой его сердцу помещичьей системы.
Но при настолько сатирическом образе Гаврила не маска, а настоящий живой человек. В своем рассказе мужикам он с упоением описывает природу и особенности псовой охоты, а также говорит про быт дворянских домов. Вспоминает свою супругу и предков, а также в своих речах он описывает русскую природу и несколько раз повторяет:
Не о себе печалимся,
Тебя, родная, жаль.
Герой горюет и искренне верит, что беспокоится он не о себе, а о судьбе своей родины. Он считает, что реформы в основном негативно отразятся на стране и на всех ее гражданах. Но слишком уж часто в своей речи он говорил «Я», «мое». А потому поверить в то, что он по-настоящему любит свою родину, сложно. Оболту-Оболдуеву горько за себя и плохо оттого, что наступило начало помещичьего конца.
Значение образа
Герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Оболт-Оболдуев символизирует призрак прошлого, крепостника. С ним Некрасов учит, смеясь, расставаться. Он тот самый человек, которому уже не место в новой вехе русской истории.
И пусть Гаврила Афансьевич переживает тяжелый жизненный период, его страдания не идут ни в малейшее сравнение с многовековыми муками народа. Оболт-Оболдуев лишь привык жить за счет других и не может перестроиться, а жалости это не вызывает.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!