Описание картины «Последний кабак у заставы»
Творчество великого русского художника Василия Григорьевича Перова проникнуто драматизмом. Живое сочувствие и сопереживание зрителя вызывают его работы, посвященные горькой доле бедняка. Описание картины «Последний кабак у заставы» знакомит с сюжетом художественного произведения и изобразительными средствами, которые использовал автор во время работы над полотном.
Оглавление:
Жанр и история создания
Социальное неравенство, внутренняя мораль и нравственность — главные темы, которые поднимал в своем творчестве Василий Григорьевич Перов. «Последний кабак у заставы» — картина, показывающая тяжелую долю и безысходность простого человека, не стала исключением.
Произведение художника пронизано его внутренней моралью. Художник поднимает тему социального неравенства. Главное для Перова — внутренний мир человека, его нравственность и цена морального выбора.
Картина близка по духу к другим работам живописца:
- «Мальчик-мастеровой»;
- «Тройка»;
- «Проводы покойника».
Они вызывают у зрителя сочувствие и сострадание к тяжелой доле бедняка. Картину «Последний кабак у дороги» Перов написал в 1868 году. Она представляет собой жанровую сцену из жизни простого человека. На полотне не видно конфликта или динамичного сюжета. Происходящее статично. Оно только вызывает широкую гамму чувств: безысходность, тоску и грусть, которые долго не покидают зрителя.
Описание полотна
На полотне отсутствует большое количество персонажей и пестрые краски. Сюжет раскрывается за счет драматизма и обобщения. В работе художник показал жизнь бедного человека и невозможность изменить существование к лучшему. На картине изображена окраина небольшого провинциального городка. Вдали виднеются столбы городских ворот с двуглавыми орлами и зимняя дорога со следами полозьев, уходящая далеко за горизонт. От картины веет холодом и безысходностью.
На переднем плане художник изобразил крестьянские сани. Запряженные лошади медленно жуют сено. Рядом стоит небольшая черная собака, которая ждет, когда откроются двери и покажется ее хозяин.
В санях сидит закутанная в платок молодая крестьянка. Одинокая женская фигурка съежилась от холода. Женщина терпелива и покорна в своем ожидании. Образ вызывает щемящую тоску и скорбь от тяжелой доли, приводящей людей в поисках забвения в кабак. Картина имеет единственный источник освещения — тусклые замерзшие окна неприглядных домишек.
Художник позволяет зрителю самостоятельно представить происходящее действие. Крестьяне, приехавшие на заработки в город, возвращаются домой. Они остановились в кабаке, где пропивают заработанные деньги. Символично название питейного заведения — «Расставание». Перов выбрал его неслучайно. Кабак у заставы — символ расставания с верой в лучшее и надеждой на счастливую жизнь. Вдали виднеется церковь и силуэты городских строений.
Живописец точно описывает сумерки, скрывающие город, морозный воздух и холодный ветер, гуляющий по улицам. Он заносит стоящие около входа сани и озябшую крестьянку, от образа которой веет обреченностью.
Значительную часть полотна занимает дорога. Для автора она является символом жизни простого человека. Она, как и вся жизнь бедняка, проходит между кабаком и церковью. Покрытый снегом путь теряется из виду. Зритель не видит его продолжения. Только одинокие сани вдалеке скрываются из виду, увозя домой путника.
Особое внимание живописец уделил окружающему пейзажу. Небо, написанное яркими желтыми красками, вызывает совсем другие чувства. Лучи закатного солнца делают его теплее и дарят небольшую надежду.
Общее настроение художник передает с помощью изображения снега. Он становится основной деталью картины. На переднем плане снег яркий. Он как будто предлагает задержаться и внимательно рассмотреть полотно. Вдали снежный покров четко очерчивает границу видимого пространства, лишая его бескрайности.
Выразительные средства
Картина имеет простой сюжет, но он несет большое эмоциональное напряжение. Для его описания художник использует сложные художественные средства:
- Единую тональность, передающую холод и чувство одиночества. Если на переднем плане присутствуют теплые оттенки, ближе к горизонту изображение становится более темным и холодным.
- Желтый цвет в виде небольших вкраплений и отдельных пятен. Окна кабака светятся тусклым желтым цветом. Он перекликается с цветом желтого неба, освещенного последними лучами солнца. Скоро темнота окутает весь город и скроет от взглядов дома, людей и сани. Теплые, на первый взгляд, оттенки не согревают, а несут тревогу и некоторую болезненность.
- Окружающее пространство написано широкими мазками. Для него автор использует темно-серые и коричневые цвета. Такой выбор палитры только усиливает ощущение тоски и делает картину печальной.
Полотно является наиболее зрелым и совершенным по художественному исполнению и описанным образам произведением Перова. На картине изображен один эпизод крестьянской жизни, глядя на который, зритель ощущает беспросветную нужду и тяжесть жизни крестьян в царской России.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!