Краткое содержание и анализ произведения «Песнь о Соколе» Горького
В этом коротком рассказе автор высказывает умные мысли и создает уникальный мир, в котором описывает подвиги и смысл жизни. Проводя анализ произведения «Песнь о Соколе», можно увидеть повествование, где писатель восхваляет смелость, воспевает стремление к жизни, а не к существованию. Это сочинение является гимном революции, в нем Горький сопоставляет двух главных героев: Сокола и Ужа.
Оглавление:
Жанр повествования
Жанр этого сочинения — песня. Поэт воспевает безумство, смелость, стремление к достойной жизни и смерти. Именно по этой причине песня являлась гимном революционеров. Любимый подход писателя — противопоставление слабого и сильного образов — отразился и в этом произведении. Раненый Сокол разговаривает с Ужом.
Уж не знает, почему Сокол стонет, так как он не понимает, насколько в небе свободно и вольно. Уж в рассказе символизирует мещанство, он любит лишь свое жилище, и ему сложно осознать, что можно проживать совсем иначе.
Философия Ужа вполне ясна — «рожденный ползать летать не может». Спрыгнув, как и Сокол, он «не разбился, а засмеялся» и решил, что познал небо, и еще сильней начал любить землю. Но в конце не ему, а Соколу поют песнь волны. «Безумству смелых мы песнь споем…» — эта фраза в очередной раз указывает на сочувствие поэта революционерам.
Нужно отметить, что, даже описывая природу, это указывает на внутренние переживания главных персонажей:
- обрыв, волны, небо, такое вожделенное для Сокола, говорят о стихийности мечтаний и полете желаний;
- камень, где свернулся Уж, символизирует неподвижность мыслей и закостенелость мещанства.
В лирическом творчестве Максим Горький ушел от классических стихотворных форм, хоть сохраняет романтизм и ритмометрический строй поэтических рассказов.
Тема и идея
Поэт неслучайно вложил песнь в уста старца Рагима. Он уверен, что стремление быть свободным изначально есть у всех людей. Но многие из них в течение всей жизни подавляют в себе эту черту. Однако существуют и отдельные герои, которым требуется свобода словно воздух.
Делая анализ произведения «Песнь о Соколе», прослеживается основное направление композиции, которое тесно связано с революционными убеждениями поэта. Идея состоит как в утверждении свободы в качестве наивысшей ценности, так и в ее обязательном торжестве. Царизм для поэта являлся признаком рабских цепей, которые сковывают человека. Лишь скинув цепи, получится по-настоящему обрести свободу и полет.
Основная проблематика
История создания ранних лирических рассказов Горького и сегодня принимается многими как красивые сказки и предания, которые не имеют чего-то общего с действительностью конца 19 столетия. Но нужно понимать, что написание большинства из них объясняется революционным движением 1894−1898 гг. И если «Песнь о Буревестнике» читалась современниками в качестве призыва к революции, то анализ произведения «Песня о Соколе» показывает, что она больше напоминает басню, из-за использования в рассказе аллегорических образов.
Поэт не только воспевает образ революционеров. Он широко ставит проблему свободы человека. Обычный человек замыкается в собственном тесном мирке. Сам этого не понимая, он начинает становиться пленником устоявшихся правил, которые часто не всегда справедливы. При этом убогом существовании человек больше не понимает значения свободы. Это даже может испугать его, поскольку будет нарушен привычный уклад жизни. Но некоторые сильные личности пытаются выбраться из замкнутого круга, это неизбежно приводит к постоянной борьбе.
Непосредственно из этого вытекает другая важная проблема: назначение человека. Горький убежден, что полноценная жизнь — это постоянное движение к поставленной задаче. Без него, без борьбы, человек является просто бесполезным. Он зря тратит лучшие годы, пытаясь обустроить свой небольшой мирок. Автор уверен, что наивысшая цель человека состоит в служении обществу. По-настоящему пользу смогут принести лишь сильные люди, которые способны на самопожертвование.
Сюжетная линия
Теплой ночью мудрый старец Рагим и рассказчик сидят около камня. За горами уже заметно небольшое сияние всходящей луны. Огонь от костра освещает избитую трещинами часть камня, а на костре готовится уха из только что словленной рыбы.
Рассказчик просит старика рассказать ему сказку. Вначале он не соглашается — желает, чтобы его уговаривали. В итоге он рассказывает свою сказку ритмичным, унылым и напевным речитативом.
В ущелье высоко в горах лежал Уж и наблюдал за морем. Над ним светило солнышко, а где-то внизу бурлил поток воды. Неожиданно в ущелье падает серьезно раненный Сокол.
Уж испугался и решил быстро отползти подальше, но тут же понял, что Сокол проживет не больше нескольких минут. Змея приползла к раненой птице и прошипела: «Что, умираешь?».
Сокол на самом деле умирал. Птица прожила славную жизнь и жалела только об одном: что больше уже не сможет увидеть небо. Сокол испытывал жалость к Ужу, так как он не сможет увидеть небо настолько близко. Уж рассмеялся и сказал, что небо является пустым местом, а ему и «тут хорошо, тепло и сыро».
Сокол привстал и с тоской сказал, что хотел бы, прежде чем умрет, еще разок подняться в небо, зажать врага на ранах на своем теле, чтобы он подавился его кровью. У сокола была мечта сражаться.
Уж решил, что в небе, скорей всего, действительно «жить приятно». Он предложил соколу подползти к краю обрыва и сброситься вниз — возможно, тогда крылья смогут его поднять, и он полетит.
И вздрогнул Сокол и, гордо крикнув, подполз к обрыву, скользя по слизи. Расправив крылья, он вздохнул полной грудью, кинулся с ущелья и пал вниз словно камень, «теряя перья, ломая крылья». Внизу сокола подхватил поток воды, смыл кровь, укутал в пену и отнес в море.
Уж долгое время лежал в ущелье и раздумывал о страсти птицы к небу. Он решил узнать, что мог видеть Сокол «в пустыне той, где нет края и дна» и, почему такие, как он, «смущают любовью остальных к полетам в небеса».
Уж захотел хотя бы ненадолго полететь: свернувшись в клубок, «он прянул в небо». Но рожденный ползать — летать не сможет! Позабыв про это, он упал на камни, но не разбился, а засмеялся.
Уж подумал, что вся прелесть полета — это паденье. Он стал смеяться над птицами, которые не понимают, что такое земля, где много света, однако нет «опоры телу» и пищи.
Анализ рассказа
Исполнение непосредственно песни происходит от лица крымского пастуха — старика Рагима. В начале повествования очень красиво описывается пейзаж, через него природу можно представить, как что-то высокое и духовное, живое, наделенное умеренной силой и мощной энергетикой. Ощущение могучего величия природы позволяет передать жизнерадостность восприятия окружающего мира, призывает к счастью, добиваться и, если это требуется, бороться за него.
Величественность природы представляется контрастным фоном, где ярко выделен образ седого, высокого, худого и мудрого человека, который прожил длинную жизнь, наполненную мудростью. Теперь для него все вокруг одухотворенное, зыбкое, легкое, а непосредственно им овладевает только одно желание — рассуждать, мыслить, раздумывать.
Смотря вдаль, старик предается философским размышлениям, раздумывая о смысле бытия, боге и смерти. Мысли он облекает в песню о гордом Соколе и трусливом Уже. В этой картине оба персонажа символизируют две противоположности:
- Сокол — борьбу, жизнь, храбрость.
- Уж — малодушие, трусость и лень.
Сокол повержен в сражении, но все равно борется за жизнь. Уж лежит в привычной ему обстановке и не торопится уползать из своего безопасного и спокойного места. Для гордой птицы эти условия равнозначны смерти, она не может находиться в них. Сокол начинает томиться от бессильной ярости, он страдает и переживает из-за поражения в сражении, однако услышав от Ужа, что тому в ущелье тепло и уютно, Сокол прозревает и получает новые силы.
Оба персонажа отображают разное мнение, что такое смысл бытия. Для змеи это сводится к лишенному каких-либо стремлений, безропотному и тихому существованию. Для Сокола смысл в том, чтобы совершать героические деяния и смелые поступки, следуя за духовными ценностями своего страстного характера. Уж надсмехается над Соколом, ему непонятно, зачем это надо, если конец у каждого совершенно одинаковый.
Перед смертью Сокол осознает, что жил счастливо и ярко, а гибель только продолжение этой жизни. Смерть Сокола является призывом к продолжению борьбы, это символ начала бессмертия.
Горький — настоящий волшебник слова, с помощью которого он выражает мысль рассказа. Поэт в высшей мере передает главную идею — стремление человека к совершению подвигов. Делая анализ «Песня о Соколе», можно увидеть самоотверженного борца за счастье народа и храброго героя.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!