Анализ рассказа Антона Павловича Чехова «В аптеке»
«В аптеке» — произведение Антона Павловича Чехова, которое подчеркивает важность чувства сострадания. Несмотря на небольшой размер, читать текст полностью есть возможность не у всех, поэтому можно ознакомиться с его сюжетом в сокращении. Краткий анализ рассказа Чехова «В аптеке» позволит школьникам написать грамотное сочинение с логическим завершением и выводами.
Оглавление:
История написания
Рассказ описывает человеческие отношения, завязанные на купле и продаже. Когда денег критически не хватает, приходится выживать. Никто не хочет слушать о проблемах бедняка. Снисхождение чуждо главному герою произведения.
Во времена написания рассказа эта проблема считалась особо актуальной. Создана миниатюра Антоном Павловичем была в 1885 году. Именно тогда ее впервые напечатали в «Петербургской газете» в разделе «Летучие заметки». Также газетная зарисовка стала полноценным произведением первого издания сборника «Пестрые рассказы», опубликованного в 1886 году.
Обвинять автора в быстроте написания очерка невозможно. Главная тема и идея зарождались в его голове еще на заре творческого пути. Но тяжелый жизненный период перечеркнул возможность и желание описать случай более детально. Может быть, это произошло из-за способности прочувствовать тогда всю жестокость и бесчувственность общества. Но после тяжелого периода писателем был создана целая серия рассказов, посвященных общественным проблемам, приводящим к падению народного духа.
Литературное направление и жанр
По своим размерам произведение можно отнести к жанру газетной зарисовки. Создавалось оно Чеховым всего несколько часов. Популярное повествование о жизни бедняков и провизоров прочитали сотни тысяч человек, так как «Петербургскую газету» читали простые люди, мелкие клерки, доктора, учителя, фармацевты, приказчики. О многих из них автор вскользь упоминает в содержании.
Реалистичный рассказ достоверно изображает действительность не только того времени, но и современности. Типичные образы контрастируют друг с другом, отличаясь характером и жизненной позицией. Слова и действия персонажей выглядят максимально натуралистично. Кажется, что подобные события происходят на каждом шагу ежедневно.
Повествование охватывает небольшой промежуток времени, поэтому в нем мало действующих лиц и событий. Писатель сделал это намеренно, чтобы минимизировать важные детали и подчеркнуть обыденность происходящего.
Главные герои
Делая анализ «В аптеке» Чехова, можно выделить трех основных персонажей, фигурирующих перед читателем. Двое из них беседуют, ведут монологи и диалоги, третий — безмолвный. В очерке присутствуют фармацевты, придающие особый окрас повествованию своим Ja (по-немецки — «да»). Центральных персонажей можно узнать поближе:
- Егор Алексеевич (Алексеич) Свойкин — домашний преподаватель. Читателю автор его подает безликим. Невозможно понять возраст учителя, его внешность. Да это и неважно. Всю свою жизнь Свойкин мечется от одной семьи богачей к другой. Их дети нуждаются в дополнительных уроках. Видимо, такой жизнью ему придется довольствоваться до скончания своих дней. Егор Алексеевич небогат, поэтому просит у провизора местной аптеки дать лекарство авансом. Он обучает детей помещиков в деревнях и радуется тому, что оказался в столице, где есть аптеки. Но его положение такой удачный случай не улучшает.
- Провизор без имени — человек, похожий на молчаливого инопланетянина. Перед читателем герой предстает высоким мужчиной, гордо закидывающим голову. У него строгое лицо и выхоленные бакенбарды. На голове есть небольшая залысина. Лекарства своим клиентам провизор подает руками с длинными розовыми ногтями. Он высокомерный и грубый. Не желает выполнять свою работу, прикрываясь исполнительными помощниками. Это холеный мужчина, следящий за своей внешностью, педантичный человек.
Свойкин сразу начинает уважать провизора, так как со своими коллегами-фармацевтами тот пишет на латыни.
Сюжет и композиционные основы
Заболевший Свойкин отправляется к доктору, несмотря на позднее время. После этого ноги сами несут учителя в аптеку. Он показывает рецепт аптекарю. Ему приходится ждать целый час, чтобы получить препараты. Но для оплаты заказа не хватало шести копеек. Несмотря на болезнь клиента, провизор отказывается дожидаться оплаты завтрашним днем. За деньгами учитель отправляется домой.
Придя туда, Егор Алексеевич находит в ящике стола несколько медных монеток. Но ему было настолько плохо, что он свалился в бреду в постель. Медяки сыплются из рук больного, а ему снится, что он снова в аптеке расплачивается за лекарства.
На этом рассказ завершается. В нем можно выделить несколько основных композиционных моментов:
- Благие намерения приводят к потере драгоценного времени.
- Открытость финала рассказа. Можно лишь догадываться, пошел Свойкин в аптеку поутру, попал в больницу, выздоровел или умер. Исход может быть таким, каким его позволяет представить фантазия читателя.
Рассказчик использует необычные приемы, позволяющие почувствовать разницу между центральными персонажами. Первый — многословный человек, ведущий беседу с провизором, пока ожидает лекарства, несмотря на плохое самочувствие. Второй — молчаливый аптекарь, говорящий на нескольких языках, не демонстрирующий своих способностей.
Свойкин — доверчивый и несколько наивный мужчина, надеющийся, что провизор поймет его ситуацию и подождет до завтра шестикопеечный долг. Но аптекарь — черствый и жестокий человек, неспособный поверить на слово клиенту.
Рассматриваемые автором проблемы
При написании краткого пересказа произведения Чехова «В аптеке» аргументом к сочинению и основной темой может выступить одна из проблем, рассматриваемых писателем в рассказе. Озвученная тематика всегда актуальна и касается любого современного человека, несмотря на солидный возраст газетной зарисовки. К числу основных тем и проблем, упоминаемых в очерке, стоит отнести:
- Противостояние добра и зла. Антон Павлович пытается показать, что в мире можно встретить людей, обладающих разными характерами. Многие представляют собой воплощение эгоизма, равнодушия, жестокости. Настоящее добро не может вписаться и искоренить зло, тщательно скрывающееся за маской инструкций и формуляров.
- Отзывчивость, являющаяся для автора важной чертой характера. Люди должны сострадать другим. Общество, лишенное столь важного чувства, нежизнеспособно и обречено на моральную гибель души.
- Профессиональный долг. Провизор должен быть воплощением добродетели, сострадания, понимания. Давая клятву Гиппократу, он обязался помогать людям. Но вместо этого он скрывает свой эгоизм за ширмой официоза, обязанностей. О профессиональном долге и речи быть не может.
- Равнодушие. Мещанский мир подается писателем настолько узким, что в нем не остается места для сострадания. Провизора ничто не интересует, кроме денег. Такое существование не имеет смысла, оно бездуховно.
- Халатность. Фармацевты не собираются выполнять свой долг перед пришедшим в аптеку больным человеком. Будучи врачом, Чехов пытается показать, насколько неустроенной и нерасторопной ранее была система здравоохранения.
- Жестокость. Вместо того чтобы войти в положение больного Свойкина, провизор отправляет его домой за шестью копейками, получив при этом большую часть оплаты в размере одного рубля. Это демонстрирует холодность персонажа и безразличие к чужим проблемам.
В заключении сочинения для ЕГЭ «В аптеке» по Чехову можно рассказать об основной идее произведения. Она четко просматривается даже в сокращенном варианте на Брифли. Смысл зарисовки довольно прост: современное общество больное, оно объято равнодушием, формализмом и мещанством. В нем нет места правильным человеческим чувствам. Автор рассказа призывает читателей быть отзывчивыми и гуманными. Он осуждает черствость и равнодушие. Для него это все равно, что умерщвление души.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!