Пьеса Горького «На дне» как социально-философская драма
Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма затронула обширный круг духовно-нравственных проблем дореволюционной России. Используя великий опыт литературного прошлого, автор не только раскрыл острые общественные противоречия, но и увидел ростки человеческого отношения доведенных до отчаяния людей к собственной жизни.
Оглавление:
История создания
Замысел пьесы возник у Горького в начале 1900 г., летом 1902 г. она была завершена и подготовлена к печати. Многие ремарки и диалоги героев были вычеркнуты цензурой, а когда ее собрались поставить на сцене МХАТа, власти это запретили. Как вспоминал Немирович-Данченко, пришлось отстаивать чуть ли не каждую фразу, а иногда даже идти на уступки. Была проделана огромная работа режиссеров, актеров и декораторов.
Нужно было узнать жизнь горьковских героев, чтобы глубже войти в их внутренний мир. Для этого вся труппа часто посещала Хитров рынок, где обитало большое количество «бывших людей»: воров, женщин, продающих свое тело, представителей разных профессий, по каким-то причинам оказавшихся на улице. Эти своеобразные экскурсии будили творческую фантазию и давали массу впечатлений.
По словам художника Сомова, именно здесь он увидел настоящее человеческое горе. Наблюдения за несчастными судьбами опустившихся на дно людей помогли ему при создании декораций, которые были похожи на берлоги, где человек жил хуже зверя. Станиславский считал главным духовным центром пьесы свободу, ради которой персонажи шли на дно и становились ее рабами.
Спектакли, как и книга, имели блестящий успех у зрителей. В течение двух месяцев сцена МХАТа выдержала 50 постановок. Впоследствии переведенная на многие языки пьеса Горького с большим успехом обошла многие театры мира.
В советское время лучшей постановкой стал спектакль Г. Волчек в театре «Современник» в 1962 году. Здесь на первый план выходили размышления и споры о человеке и его предназначении. Лука стал духовным центром спектакля. Это был не вредный утешитель, как писала о нем раньше большевистская критика, а добрый и светлый человек с философским взглядом на мир.
Краткое содержание
Действие пьесы происходит в подвале одной из ночлежек. Бывший слесарь Клещ занимается подбором ключей к найденным на помойке замкам. Квашня на загаженном старыми объедками столе готовит очередную партию пельменей для продажи. Проститутка Настя, мечтающая о большой любви, читает книгу. За грязной занавеской на кровати стонет больная жена Клеща Анна. На лежанке дремлет спившийся артист по прозвищу Актер. Сидя на нарах, бывший картузник Бубнов шьет кепку.
Постояльцы вполголоса разговаривают между собой. Сатин говорит, что в прежней жизни был вполне порядочным человеком. По его мнению, всякий труд должен приносить удовольствие, иначе человек становится его рабом. Бубнов вспоминает, как когда-то обладал «собственным заведением». Входит Костылев, хозяин ночлежки. Он ищет свою жену Василису, которая крутит роман с Пеплом. Последний прогоняет Костылева, вместе с ним уходят Актер и Сатин.
Приходит Василиса, ревнующая Пепла к своей сестре Наташе. Она привела нового жильца Луку. Когда они обе уходят, все слышат, как в сенях раздаются шлепки и крики Наташи, и бросаются на выручку. Во втором акте зритель видит, как:
- постояльцы играют в карты;
- Лука сидит у кровати Анны и утешает ее.
Неизлечимо больная и несчастная женщина боится смерти и в то же время не хочет жить так, как сейчас. Старик говорит ей, что после смерти ей будет хорошо и спокойно. Он разнимает дерущихся из-за Василисы Костылева и Ваську Пепла и советует последнему взять Наташу и бежать отсюда как можно дальше. Тут же умирает Анна, все собираются возле нее. Клещ, продав инструменты на похороны жены, остался без средств к существованию.
Пепел уговаривает Наташу уйти с ним, она почти соглашается. Но тут, услышав их разговор, вбегает Василиса и устраивает скандал. Дома она избивает сестру и выливает ей на ноги кипяток. Узнав об этом, Пепел бьет Костылева и, не рассчитав удара, убивает его. Василиса кричит, что убили мужа. Васька, пробуя защититься, напоминает, как она сама уговаривала убить его. Наташа, считая, что они в сговоре, не верит любимому и после выхода из больницы внезапно исчезает из ночлежки.
В четвертом акте постояльцы ведут разговор о Луке. Для Барона он шарлатан. Сатин, оправдывая старика, говорит, что обманывает тот из мудрости и жалости к людям. Пепла ждет долгий срок в тюрьме. Василиса, скорее всего, выпутается из этой истории благодаря брату-полицейскому. Так считают герои пьесы.
Драма «На дне» заканчивается смертью Актера, повесившегося на пустыре.
Философский смысл пьесы Горького
При изучении на уроке пьесы Горького «На дне» в 11 классе важно выяснить тематику и проблематику произведения. Основной темой творчества Горького в XIX—XX вв. было изобличение пороков существующего общественного устройства. Учащиеся должны назвать следующие проблемы, поставленные автором в своей новой пьесе:
- смысл жизни и смерти;
- человечность и равнодушие;
- правда и ложь;
- трагедия человека в обществе и т. д.
В процессе обсуждения вопросов школьники в тетради с конспектами составляют таблицу, в которую заносят имена героев и их краткие высказывания. С учителем они обсуждают, почему драму «На дне» можно назвать философской. После этого классу предлагаются вопросы:
- Подходит ли для пьесы определение «социально-философская»?
- Какие социальные типы выведены автором?
- Нравственные мотивы, заставляющие действующих лиц пьесы поступать определенным образом.
Учащимся нужно обратить внимание на образ Луки, задуматься, кем он является на самом деле, какова его философия. Ребята, используя свои записи в таблицах, выделяют основные качества героя и пишут дома сочинение на тему «Что лучше: истина или сострадание?».
Заключительный этап урока — обсуждение вопроса «В чем причина разрушения человека, почему эти люди оказались на дне жизни?». Это будет второй темой для домашнего сочинения.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!