Сочинение по картине Василия Тропинина «Портрет Пушкина»
Василий Андреевич Тропинин — гениальный русский живописец. Он известен как мастер реалистических портретов. Василий Андреевич изображал на своих картинах не только жену и сына, но и в разное время написал портреты Николая Карамзина, Константина Равича, Николая Бера и других. Школьники изучают и пишут сочинение по картине Тропинина «Портрет Пушкина», которая имеет свои загадки, тайны и легенды.
Оглавление:
История создания
В 1827 году известный художник Василий Тропинин получил заказ нарисовать портрет известного поэта. Тогда Александр Пушкин жил в Москве. До этого он находился в ссылке в Михайловском. Тропинин уже до этого имел опыт в написании портретов, а также он был знаком с литературными работами Пушкина.
Существует версия, что заказчиком такого портрета стал сам Александр Сергеевич, так как он собирался эту картину подарить своему другу Соболевскому. Известный собиратель книг утверждает ту же версию. Знаменитый поэт подарил его Соболевскому, как приятный сюрприз.
Первое знакомство художника и известного поэта состоялось в доме Соболевского на Собачьей площадке. Андрея Тропинина пригласили в кабинет, и он увидел Александра Сергеевича, который весело возился со щенками. Тогда он написал небольшой этюд, где смог прекрасно описать черты Пушкина. Вскоре автор портрета сделал и его карандашный эскиз. Василий Андреевич смог передать живость романтического образа Пушкина.
Образ поэта был создан в домашней обстановке. Интересен факт, что появилось сразу 2 портрета Пушкина, из которых второй принадлежал кисти Кипренского.
Сюжет полотна
«Портрет Пушкина» Тропинина показывает уравновешенного и величественного поэта. Вся фигура отличается цельностью. Изображён Александр Сергеевич в домашней одежде. Стиль художника прекрасен. Он смог передать и гордый поворот головы поэта, и широкий разворот его плеч.
На полотне притягивают взгляд голубые пушкинские глаза, в которых есть и искра, и вдохновение. Художник смог написать свою картину так, что передаётся даже сложное состояние души Пушкина. Современники отмечали сходство этого холста с подлинником. Издатель Николай Полевой смог при анализе картины заметить и «быстроту взгляда», и «живость лица».
История с пушкинскими перстнями
Описание «Портрета Пушкина» даёт возможность рассмотреть его перстни — талисманы. Всего у поэта их было 2. Считается, что сам Пушкин верил в их мистическое значение. Если внимательно рассмотреть картину, на правой руке можно увидеть прекрасное кольцо с изумрудом, который всегда считался символом хладнокровия и мудрости.
Существует легенда, что этот перстень Александру Сергеевичу подарил его дядя Василий Львович. Это произошло перед Южной ссылкой поэта. Перстень считался фамильным и имел свою историю. Как гласит легенда, сначала кольцо принадлежало князю Ивану Третьему, а потом перешло к Ксении, дочери Бориса Годунова. Потом этот перстень, как царский подарок, был подарен одному из предков Пушкина.
Всю жизнь известный поэт считал изумруд своим талисманом, думая, что он помогает ему проникнуть в тайну слова и даёт возможность писать. Умирая, этот перстень великий поэт передал Далю, а дочь известного собирателя передала князю Константину Константиновичу и в настоящее время он хранится в пушкинском музее в Санкт-Петербурге.
На portrait «Alexander Pushkin» есть ещё одно кольцо, но оно перевёрнуто вниз камнем. На нём есть и надпись. Камень — красный восьмиугольный сердолик. Этот перстень тоже талисман. Но тогда зачем поэт повернул его вниз? Всё дело в том, что этот перстень ему подарила графиня Воронцова. Ей же оно досталось от мужа, которому в качестве дипломатического подарка было преподнесено от крымского хана.
Пушкин понимал, что сразу же это кольцо бы узнали, и это было пятно на чести графине Воронцовой. Чтобы её не скомпрометировать, поэт решил скрыть камень и надпись. Известно, что Александр Сергеевич носил его до самой смерти.
Незадолго до дуэли он подарил его Василию Жуковскому, а после этого оно сначала попадёт в руки Ивана Тургенева, а затем уже Полине Виардо, которое и передала его в пушкинский музей Царского Села. Но в 1817 году это кольцо из музея украли и в настоящее время его судьба неизвестна.
Цветовая гамма
В своей работе Тропинин Пушкина изобразил не в своей любимой цветовой гамме. Фон для портрета — нейтральный, между серым и тёмным оттенками. Обращают на себя внимание чудесные каштановые кудри, которые прекрасно сочетаются со светлым лицом. Поражают на картине и светло-голубые глаза поэта. Но лицо оттеняет белая рубашка, поверх которой накинут коричневый просторный халат. Отвороты у него серо-синие, а на шеи — чёрный шелковый галстук, который на сгибах переливается.
Никакой обстановки на картине нет, а одежда простая и домашняя. И такой художественный приём даёт зрителям поверить в правдивость изображения, увидеть, насколько реалистичен этот портрет.
План для написания работы
Чтобы написать сочинение, необходимо поставить перед учениками несколько задач, которые нужно выполнить перед тем, как приступить к написанию. Прежде всего, нужно остановиться на том, какие детали в портрете стоит описать подробнее:
- волосы и лицо поэта;
- халат.
- рубашка.
- галстук.
- рука.
- перстни.
Любое сочинение нужно начинать со вступления, в котором можно рассказать либо об известном художнике, либо об истории с перстнями. В этом поможет план:
- В. А. Тропинин — замечательный художник.
- Описание портрета.
- Загадочная судьба картины.
Во второй части своего сочинения можно подробно описать портрет, а уже затем написать краткий рассказ, как сложилась судьба этого холста.
Сочинение по картине
Василий Андреевич Тропинин — великолепный портретист, который написал много картин. Среди них выделяют следующие работы:
- Девушка с розами.
- Золотошвейка.
- Странник.
- Мальчик с топориком.
- Украинский мужик.
Но всё-таки самым известнейшим его полотном остаётся «Портрет Пушкина». Образ великого поэта, созданный художником, прост, но в то же время загадочен и глубок.
Центральный план картины занимает главный герой, который устремил свой задумчивый взгляд вдаль. Александр Пушкин сидит за своим рабочим столом распрямившись. Пушкинский полупрофиль обрамляют прекрасные чёрные кудри. Кажется, что поэт отрешён от всего мира.
Одет Александр Сергеевич в домашний тёмный халат с синими полями. Он накинут поверх белой рубашки, воротник которой не застегнул. На шее поэт элегантно повязал чёрный галстук. Взгляд его синих глаз притягивает. Видно, что Пушкин находится в каких-то мечтах или в творческих поисках. Может быть, в это самое время рождается замысел его нового произведения.
Правая рука поэта лежит на поверхности стола, а рукав халата скрывает от зрителя белые листы, где может появиться совсем скоро начало его новой рукописи. На пальцах Александра Сергеевича блестят тяжёлые перстни из золота.
Несмотря на то что художник для написания портрета использовал тёмные тона, от картины всё равно идёт сияние, перед которым невозможно устоять. На полотне нет ничего лишнего, нет лицемерия и пафоса. Зато весь облик великого поэта передан реалистично.
Загадочная судьба портрета
О том, что в дальнейшем происходило с картиной, на которой был запечатлён известный всему миру поэт Александр Пушкин, существует целая история. Сам Соболевский рассказывал историю о мистической пропаже портрета. В 1828 году он собирался уехать за границу, поэтому и заказал уменьшенную копию портрета. Художница Елагина сделала такую, а Соболевский, уезжая, забрал с собой копию.
Оригинал тропининской работы остался у Киреевского, который тогда жил у Елагиных. Когда же Соболевский вернулся на родину, обнаружил, что рамке уже была «скверная копия с оного». Он его тут же выбросил в окно, но зато подлинное полотно пропало. После этого о судьбе холста ничего не было известно до 50-х годов 19 века. Пока остаётся загадкой, где портрет был в течение двадцати лет.
И лишь только в середине 19 века этот тропининский холст с изображением Александра Пушкина неожиданно был обнаружен в московской лавке какого-то менялы. Интересен тот факт, что эта самая лавка находилась на улице Волхонке, недалеко от того места, где Василий Андреевич и написал этот портрет. Стоила картине чуть больше ста рублей, поэтому её тут же приобрёл князь Оболенский, который в то время был директором архива Министерства иностранных дел в Москве.
То, что найденная картина подлинная, подтвердил сам художник, который смотрел после этого портрет Пушкина. Глядя на свою работу, он испытал сильнейшее волнение, так как всплыли в памяти часы, которые он провёл наедине с великим поэтом. Но Василию Андреевичу хотелось и плакать, так как полотно было испорчено: в нескольких местах были трещины.
Тропинин согласился подновить его, не трогая черты поэта, поэтому вскоре художник тут же приступил к работе. А вот Соболевский обиделся на князя Оболенского, что тот не вернул ему портрет. В настоящее время это полотно хранится в Третьяковской галерее. Все копии картин хранятся в разных пушкинских музеях.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!