Краткий анализ произведения Платонова «Разноцветная бабочка»
Среди работ писателей можно найти те, что затрагивают вечные вопросы. Анализ произведения Платонова «Разноцветная бабочка» позволяет понять, какие проблемы поднимает автор.
Оглавление:
Андрей Платонович назвал свой рассказ легендой и в нем он поведал о смысле жизни, стремлениях человека, которые зачастую бывают сложными, и кажется, что выхода нет, но он есть всегда.
Основные герои
В рассказе Платонова «Разноцветная бабочка» не так много персонажей. Одна из главных героинь произведения — старуха Анисья. Она прожила долгую жизнь, но была полностью несчастна. У нее был сын Тимоша, который вместе с ней жил на Кавказе у берега моря. Мальчик был активным и непоседливым.
Он — избалованный ребенок, который постоянно искал себе развлечения. Ему не нравилось одиночество, и он часто убегал ловить бабочек.
Однажды Тимоша пропал. Анисья не смогла завести себе других детей и уехать. Она всю жизнь ждала возвращения своего сына. Раз в год к старушке приходил дед Ульян.
Он приносил мед и помогал Анисье:
- перекладывал черепицу дома;
- осматривал ведра;
- чинил обувь.
Старик не просил за свою работу денег. Ему было приятно помогать старушке, но вскоре Ульян умер, а Аксинья продолжала жить и дожидаться возвращения Тимоши.
В рассказе Платонова «Разноцветная бабочка» главных героев не так много, но это не делает рассказ хуже.
Краткое содержание
В первом фрагменте текста рассказывается о старухе Аксиньи. Она жила в одиночестве, и по соседству находился только пчеловод Ульян. Она в молодости работала цветоводом, а теперь живет на пенсию, и хлеб ей привозят из колхоза как пожилому человеку. Раз в год к ней приходил Ульян и помогал по хозяйству. Как-то раз он сказал, что их время уже подходит к концу, на что Аксинья ответила: она ждет сына, и пока он не вернется, ей нельзя умирать. Позже старик умер.
Во втором фрагменте рассказываются обстоятельства пропажи Тимоши. Он часто убегал погулять и ловил бабочек. Приносил их домой и спрашивал у мамы, почему они перестают летать. Та объясняла, что это из-за того, что мальчик стирает их крылышки.
Тимоша не послушал маму и продолжал ловить бабочек. Он понимал, что обрекает их на смерть, но удовлетворение собственных желаний было превыше всего. Однажды мальчик заигрался и убежал далеко в горы. Там поймал необычную бабочку, которая была разноцветной. Она не смогла улететь после прикосновений мальчика. Тимоша пытался ее спасти, но в итоге бабочка стала жертвой воробья.
Мальчик рассердился и ударил птицу камнем. Воробей умер, и Тимоша задумался, почему от его действий всем плохо. Когда он возвращался домой то увидел огромную разноцветную бабочку. Мама звала его домой, но мальчик не слышал и как зачарованный следовал за своей находкой.
Тимоша в итоге упал в пропасть и оказался внутри горы. От отчаяния он начал руками скрести камень, чтобы выбраться наружу и увидеть свою маму.
В третьем фрагменте рассказывается о том, как годами Тимоша долбил гору, обтачивая для этого камни. Мать продолжала звать своего сына и ждать. В четвертом фрагменте мальчик уже давно стал стариком, почти слепым и слабым. Как-то раз он услышал звук ведра, которое опускается в озеро. Он сразу понял, что это его мама и радостно закричал. Ему удалось разрушить последние камни и выйти наружу.
Тимоша не увидел маму из-за слепоты, а она плакала от того, что он стал стариком. От отчаяния старушка попросила забрать свою жизнь в обмен на восстановление сына. Ее желание исполнилось, и Тимоша вновь стал мальчиком, а Аксинья спокойно умерла.
Анализ текста
Читать произведение можно в школьном возрасте, и на изучение рассказа не уйдет много времени. Его основная мысль проста — материнская любовь имеет безусловную природу, и она способна на многое.
Аксинья продолжала ждать сына, несмотря на то, что проходили десятилетия. Ее сердце подсказывало ей — Тимоша не мог умереть, он жив, и поэтому ее долг — ждать его. Перед самой смертью ее цель была достигнута, и она смогла увидеть сына.
После чтения рассказа нужно заполнить читательский дневник. В него добавляют информацию о писателе, названии произведения, главных героях и кратко пересказывают сюжет. Обязательно стоит описать собственные впечатления от прочитанного.
На уроках литературы проходят разные произведения. Например, сказка «Три бабочки» рассказывает о важности дружбы. Изучение таких текстов позволяет размышлять на важные нравственные темы.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!