План рассказа Житкова «Храбрый утенок» для 2 класса
Детские сказки всегда учат добру, несут определенную мораль, поэтому их часто читают школьникам в 1 и 2 классе. План рассказа «Храброго утенка» — одной из волшебных историй — позволит детям лучше усвоить основную мысль произведения и сам материал. А написал его Борис Степанович Житков, известный исследователь и педагог, который все свободное время уделял перу и бумаге.
Оглавление:
Автор сказки
Борис Житков родился в сентябре 1882 года. Его родители — преподаватель математики в Новгородском институте и пианистка. В семье уже было 3 сестры. Сначала все проживали в деревне на берегу Волхова, затем переехали в Одессу.
Мальчик учился в частной французской школе, а затем в гимназии. Он изучал игру на скрипке, фотографию, занимался спортом, моделировал яхты. В гимназии юноша встретил Корнея Чуковского, с которым остался друзьями до конца жизни.
С малых лет Борис проявлял интерес к рассказам и сочинительству. Он часто писал стихи, прозу, однажды создал повесть в письмах. Житков изучал в Новороссийском университете химию и математику, а затем переехал в Петербург, где занимался кораблестроением.
Борис освоил множество профессий. Он был моряком — штурманом, капитаном, ихтиологом, а также инженером в области судостроения. За это время он побывал во многих странах, сдавал экстерном экзамены, чтобы освоить новую специальность. Ему приходилось скрываться, голодать, подрабатывать в школе, даже изготавливать взрывчатку для бомб во время революции.
После переезда в Петроград Житков остепенился. Чуковский уговорил его записать свои рассказы. Так появился сборник «Злое море» и множество историй для детей:
- «Компас»;
- «Про обезьяну»;
- «Мангуста»;
- «Гривенник»;
- «Про слона».
За 15 лет писательской работы из-под пера Житкова вышло более сотни сказок. Его произведения имели высоконравственное содержание, при этом автор делился своим опытом и знаниями.
Истории Бориса Степановича посвящены мужеству, доброте, трудолюбию. Один из них изучают во 2 классе. План «Храброго утенка» можно составить после его прочтения.
Основные персонажи
Хотя в сказках практически все персонажи могут разговаривать и мыслить, животные и люди не всегда друг друга понимают. В произведении Житкова только главный герой отличается храбростью. У остальных отрицательные или нейтральные характеры. Основные персонажи сказки:
- хозяйка;
- утята;
- стрекоза;
- утенок Алеша.
Хозяйка играла незначительную роль в сказке. Она только следила за утятами, кормила их. Женщина любила своих питомцев, беспокоилась о них, старалась не потревожить их покой. Сами животные вели обычный образ жизни. Они питались вареными яйцами, играли, но были довольно трусливыми.
Их постоянно пугала стрекоза. Она была большой и очень страшно стрекотала. Насекомое прилетало к утятам, чтобы отобрать их еду. Из-за этого они постоянно голодали и стали худыми. Но прогнать стрекозу они боялись, а после ее визита не подходили к еде.
Утенок Алеша — это соседская птица. Сначала он кажется хвастуном, который много говорит о своей храбрости и смеется над робкими товарищами. Но на самом деле это смелый утенок, он не боится насекомых и других животных. И Алеша умеет постоять за себя и своих товарищей.
Каждый персонаж из сказки играет в ней определенную роль. К положительным можно отнести хозяйку и утенка Алешу. Последний — основной герой истории. Он символизирует все лучшие качества живого существа — упорство, уверенность и смелость. Другие птицы нейтральны, так как они не совершают практически никаких действий.
А стрекоза — отрицательный герой произведения. Но на самом деле она символизирует скрытые страхи. Это маленькое насекомое само боится других, а запугивание утят позволяет ему возвыситься в собственных глазах. Хотя победить его довольно просто — достаточно испугать и заставить улететь.
Примерный план
Краткий пересказ произведения позволит разобраться с его сюжетом и основной мыслью. Но предварительно можно разделить сказку на несколько частей, так она проще усвоится учениками 1 и 2 классов. План «Храброго утенка» школьники создают самостоятельно, согласовывая с учителем.
Но можно предложить им уже готовый вариант:
- Голодные утята.
- Ужасная стрекоза.
- Приход гостя.
- Храбрец Алеша.
- Благодарность спасителю.
Детям проще объяснить характеры персонажей, раскрывая их последовательно. В первой части говорится о размеренной жизни утят, за которыми следит хозяйка. Далее ребенок узнает о стрекозе, пугающей птенцов. Она предстает в сказке в виде огромного и страшного насекомого.
Третья часть повествует о приходе во двор соседского утенка. Своей храбростью он поразил других птиц, хотя с первого взгляда кажется хвастунишкой. Смелый Алеша сумел доказать свою правоту — он действительно прогнал страшную стрекозу. А в последней части остальные утята просто выражали ему свою благодарность. Сказка учит ребенка ценить дружбу, отстаивать свои принципы и оставаться собой в любой ситуации.
Книга для детей дополнена рисунками разных иллюстраторов. Хотя ребенок может самостоятельно изобразить некоторые сцены из сказки. Это способствует развитию воображения и творческого мышления.
Краткое изложение
Чтение полной версии сказки не займет много времени. Но маленькие дети предпочитают сокращенное содержание. История начинается с того, как хозяйка кормит утят. Женщина заботится о своих питомцах и волнуется об их здоровье. Каждое утро она выносит им тарелку, наполненную рублеными вареными яйцами. Чтобы птенцы не пугались, женщина сразу уходила.
Но как только они приближались к тарелке, появлялась огромная стрекоза. Она долго кружила над яйцами, стрекотала, отпугивала утят. Птенцы боялись насекомое, разбегались по кустам. Они думали, что стрекоза их покусает.
Пока птенцы разбегались и прятались, она садилась на тарелку и пробовала их завтрак. Это повторялось каждое утро. После этого утята не хотели подходить к тарелке — они боялись возвращения насекомого. Хозяйка вечером убирала почти полную посуду. Женщина думала, что птенцы заболели, поэтому отказываются от еды. Она волновалась, что они похудеют, а их состояние ухудшится.
Однажды во двор к утятам зашел их сосед. Они рассказали ему о своей проблеме. Птенец Алеша только посмеялся над их бедой. Ведь он считал, что бояться стрекозы глупо, и пообещал прогнать ее следующим утром. Но утята ему не поверили. Они назвали соседа хвастунишкой и уверяли, что он первым испугается и сбежит, когда увидит страшное насекомое. Птенцы пытались высмеять своего соседа, но он не поддался их уговорам и стоял на своем.
Наутро хозяйка снова поставила на траву тарелку с рублеными яйцами. Вдруг появилась стрекоза и стала приближаться к еде. Утенок Алеша не испугался, хотя другие уже разбегались. Насекомое даже не успело сесть на тарелку — птенец клювом схватил ее за крыло. Стрекоза с трудом вырвалась и улетела прочь. У нее было сломано крыло, и больше она не возвращалась.
С тех пор утята каждый день получали свою еду и наедались досыта. Они перестали худеть, что очень обрадовало их хозяйку. А маленький Алеша часто возвращался к ним во двор. В благодарность за свое спасение птенцы позволяли ему есть вареные яйца вместе с ними.
Смысл произведения
Борис Житков много времени посвятил детям, создавая для них поучительные и интересные сказки. Одной из таких и стала «Храбрый утенок». План для 2 класса должен быть коротким, но запоминающимся.
Мораль сказки заключается в том, что ради друзей можно пожертвовать собой и проявить храбрость. Так и поступил утенок Алеша. Он хотел защитить боязливых товарищей, поэтому не побоялся напасть на страшную стрекозу. В награду он получил новых друзей и постоянное угощение.
Сказка учит бороться за свое место и не бояться трудностей. Автор через свое произведение доносит до детей, что с раннего возраста нужно быть смелым, защищать свои интересы и друзей. Главный герой сказки даже не подразумевал, что стал героем. Он просто старался доказать другим, что действительно храбрый утенок.
Алеша защитил товарищей, помог им и даже не думал об опасности, которую представляет для него стрекоза. Насекомое могло летать и нанести птенцу большой урон. Но утенок не раздумывал над планом, он действовал внезапно. Благодаря сильному характеру, настойчивости и врожденной храбрости Алеша победил страшную стрекозу и заставил других уважать его.
Таким и должен быть настоящий человек — смелым, бесстрашным и надежным. Ведь самое главное в жизни каждого — это друзья, принципы и возможность отстоять свои права.
Маленький утенок подает хороший пример детям, учит их ответственности и настойчивости. Ребенок, прочитав эту волшебную историю, поймет, как важно в любой ситуации оставаться собой и не поддаваться своим страхам.
У Житкова была трудная, но очень интересная жизнь. Писатель пробовал себя в разных сферах, посетил множество стран, получил значительный опыт и огромные знания. Все это вместе с жизненным опытом он пытался передать детям с помощью своих сказок. В его произведениях интересный сюжет всегда соединялся с важными принципами, моралью и нравственностью.
А «Храбрый утенок» показывает пример настоящей дружбы, где более сильные защищают слабых и стараются им помочь. Поучительное произведение благотворно повлияет на ребенка с малых лет.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!