Эволюция образа прекрасной дамы в творчестве Блока
Александр Блок является ярчайшим представителем русского символизма. Он писал о сложной политической обстановке в стране, о дружбе, вере и, конечно же, о любви. Образ прекрасной дамы в творчестве Блока занимает особое место. Этот символ женского начала и доброты можно встретить в десятках произведений автора. Но портрет таинственной женщины не оставался неизменным. Он менялся вместе с жизнью и творчеством поэта.
Оглавление:
Символ добра и женственности
В начале XX века символизм становится самым популярным направлением в литературе. Для стиля характерно активное использование символики, мотивов недосказанности и таинственности. Настроение создаётся при помощи специальных художественных средств: метафор и эпитетов. К самым ярким представителям символизма в России можно отнести:
- З. Гиппиус;
- А. Белого;
- В. Брюсова:
- А. Блока.
Александр Блок был поклонником Тютчева, Фета и Жуковского. В своём творчестве поэты активно использовали женский образ как символ нежности, чистоты и красоты. Существенное влияние на творчество юного Блока оказали учения русского философа Владимира Соловьёва. Основной идеей работ религиозного мыслителя был культ Души Мира, воплощённой в женском образе. Она олицетворяла вечную женственность, объединяющую Бога и земную жизнь. Кроме этого, на творчество поэта влияли события из личной жизни и политическая обстановка в стране.
На протяжении многих лет Блок был влюблён в Любовь Менделееву, дочь известного химика. Именно она является прототипом таинственной незнакомки и Души Мира в стихотворениях поэта. Образ прекрасной дамы в лирике Блока всегда противопоставлен несовершенному окружающему миру. Любая женщина в стихах автора – олицетворение добра и красоты.
Отношения между супругами не были безоблачными. Писатель часто увлекался другими женщинами. У Л. Д. Менделеевой тоже случались романы на стороне. Февральская революция и Первая мировая война повлияли на мировоззрение поэта.
Со временем женские образы в произведениях Блока становятся более «земными» и автор детально прорисовывает внешний облик героинь.
Эволюция образа дамы
Изменение портретов и характеров женских персонажей можно проследить в сочинениях «Незнакомка», «Двенадцать» и в цикле «Стихи о прекрасной даме». Анализ этих произведений позволит понять значение образа женщины в поэзии Блока.
Ранее творчество
В 1905 году публикуется сборник «Стихи о прекрасной даме». Первые работы поэта наполнены юношеским романтизмом. Для героев произведений характерно отчуждение от общества, разочарование в жизни. Единственным символом надежды является загадочный образ женщины.
Александр Блок не рисует конкретного портрета. Автор называет её «ясной», «лучезарной», «озарённой». Такие эпитеты применяются неспроста. В раннем творчестве поэта представлен религиозный образ женщины. Связь женского облика с верой в Бога просматривается в самых известных стихотворениях цикла:
- «Предчувствую тебя».
- «Вхожу я в тёмные храмы…».
- «Я, отрок, зажигаю свечи…».
Большинство стихотворений из сборника написано в период влюблённости Блока в Любовь Менделееву. Девушка долго не отвечала поэту взаимностью, став прототипом чистой, недосягаемой дамы.
Годы революции
В более поздних произведениях Блока появляется другой образ главной героини. Небесное божество трансформируется в реальную женщину, пребывающую на земле. Новый облик дамы представлен в знаменитом стихотворении «Незнакомка».
Стих был написан в сложный для Блока период жизни. Его супруга серьёзно увлеклась поэтом Андреем Белым. Кроме этого, в стране назревал политический кризис. Многие друзья и родственники Блока покинули Россию. Александр Александрович впал в депрессию и стал частым посетителем злачных питейных заведений.
В стихотворении прекрасная незнакомка таинственным образом оказывается в неблагополучном районе города. Автор позволяет рассмотреть внешний облик женщины:
- «шляпа с траурными перьями…»;
- «в кольцах узкая рука…»;
- «тёмная вуаль…»;
- «очи синие бездонные…».
Грязь в заведении и пьянствующая публика противопоставлены загадочному образу незнакомки. В стихотворении представлен конфликт реальности и мечты.
Поздняя поэзия
Александр Блок неоднозначно относился к революции. Он отказался покидать Россию, но до конца не принял советскую власть. Поэт видел негативное влияние политических событий на судьбы многих людей, в том числе женщин. Кроме этого, Блок полностью разочаровался в семейной жизни.
Образ идеальной чистой девушки постепенно уходит из творчества автора. На смену приходит строгое, а порой и жестокое описание возлюбленной лирического героя. Например, в стихотворении «В ресторане» Блок использует фразы:
- «взор надменный…»;
- «намеренно резко ты сказала…»;
- «рванулась движеньем испуганной птицы…».
И всё же поэт продолжает восхищаться прекрасной дамой, сравнивая её со сном. В позднем творчестве А.А Блок отождествляет женщину с Родиной. Но, в отличие от других поэтов, он сравнивает её не с матерью, а с возлюбленной или женой. В таблице представлена эволюция образов женщины в творчестве поэта.
«Вхожу я в тёмные храмы...» | «Незнакомка» | «Двенадцать» | |
---|---|---|---|
год опубликования | 1902 г. | 1906 г. | 1918 г. |
описание внешности | отсутствует | есть описание наряда и частично внешности | подробное описание телосложения, внешности, одежды |
восприятие | религиозный образ недосягаемой красоты и чистоты | представлен положительный образ реальной женщины | бытовой образ героини |
В поэме «Двенадцать», презентация которой произошла в 1920 году, автор полностью отказывается от описания загадочной дамы. Блок перестаёт рассматривать женщину как образец непорочности и добра.
Он подробно описывает Катеньку, резко критикует её образ жизни, обвиняет в гибели офицеров. Но в её образе не наблюдается пренебрежительного отношения автора. Напротив, Блок сочувствует героине, которой пришлось пройти через суровую российскую реальность.
Таинственный портрет женщины навсегда стал символом мечты, женственности и божественного начала. Какими бы чертами ни была наделена героиня, она всё равно оказывается выше окружающей действительности.
1 Комментарий