Символы и образы в поэме Александра Блока «Двенадцать»
Глядя на мир глазами Александра Блока, легко можно провести аналогию между его вымышленными персонажами и реальностью. Образы и символы в поэме «Двенадцать» служат предзнаменованиями и отражениями революционной России. Значимо и само название произведения, выбранное автором неспроста. Поэт-символист пытался создать поэму, наполненную трансцендентными понятиями, доступными любому читателю.
Оглавление:
Символические особенности поэмы
Использующиеся Блоком в поэме «12» образы и символы по своей природе сложно назвать однозначными. Каждый знак или персонаж несет в себе несколько сакральных мыслей, что придает произведению невообразимую глубину и порой непонятную двусмысленность с противоположными понятиями.
Реальный поэтический мир, представленный в произведении — революционная Россия, поглощенная огнем и страданиями. Восприятие неприятных политических действий оттеняется положительными красками или нейтральными оттенками слов. Метель сменяется темнотой, снег заливается алой кровью. Также в сюжете представлена любовная линия, переплетающаяся с убийствами. Все эти образы весьма символичны, поэтому в них следует разобраться подробнее.
Главные предзнаменования
Революционные волнения, охватившие Россию в начале XX столетия, были отражены в работах многих литераторов. В прозе и стихотворениях преподносились читателям ушедшие события 1917 года. Каждый писатель понимал их по-своему. Вдохновился этим историческим периодом и Александр Блок. Свое неоднозначное восприятие переворота автор отразил в образах и символах поэмы «12». Некоторые искусствоведы по сей день не могут понять всю значимость этого произведения из-за большого количества интерпретаций.
Анализ символики следует начинать с названия произведения. Двенадцать — число, наделенное особым значением. Оно соизмеримо с количеством красноармейцев и божественных апостолов, присутствующих на Тайной вечере. Последняя интерпретация отразилась и в именах центральных персонажей. Евангельские символы стали для автора основополагающими при написании поэмы. Предполагается, что события 1917 года напоминали писателю Страстную неделю.
Число ассоциируется с двенадцатью месяцами года, сменяющими друг друга, что говорит о начале новой жизни и окончании старой. К прочим важным символам и авторским предзнаменованиям стоит отнести:
- Ветер — знак восстания и революции. Его порывы усиленно взвихряют снег, чтобы унести вдаль все пережитое ранее.
- Перекресток, обозначающий проблематичность выбора, по какому пути пойдет страна.
- Метель, сметающая и ослепляющая все на своем пути. Она не выбирает предметы своего разрушения.
- Вьюга, символизирующая смутность времени, хаос, перемены.
- Ночь, таящая опасность, несущая следом за собой свет и положительные перемены.
- Яркие огни, символизирующие жестокую и беспощадную революцию.
- Мировой пожар, ассоциирующийся с катаклизмами, потрясениями, коренными переворотами.
- Красный флаг, символизирующий борьбу, пролитую кровь солдат.
Отдельного внимания заслуживает символ беспородного уличного пса, снующего под ногами красногвардейцев. Он, словно признак ушедшего старого времени, мечется, пытаясь вернуть все на круги своя, но это невозможно. Прежний уклад жизни уже разрушен.
Образы, выбранные писателем
Возвращаясь к евангельской теме, стоит сразу сказать о символичных именах красноармейцев. Названы автором далеко не все. Но имена известных солдат вовсе не случайно совпадают с апостольскими. Например, Ванька, Андрюха и Петька сразу ассоциируются с помощниками Христа Иоанном, Андреем и Петром. Последний также рассказывает читателям о совершенном им убийстве из ревности. Как и апостол Петр, он выступает в роли предателя, отрекшегося от Христа. К другим центральным образам относятся:
- Сам автор, выступающий в качестве проповедника, летописца, Пимена. Он пытается запечатлеть происходящее, донести его до читателей. Именно поэтому поэма напоминает собой летописное сказание. Александр Блок осознавал, что присутствует при эпохальном событии, поэтому рассуждает о грядущих переменах символично.
- Иисус Христос, возникающий в конце повествования. В его руках виднеется красный флаг, который присутствовал в тексте с самого начала. От этого создается эффект присутствия Спасителя на месте событий все время, только в начале он является читателю Святым духом, дуновением ветерка. В конце произведения Христос телесно воплощается, что говорит о перемене мира, пришествии новой эры, ранее начавшейся с посланника Божьего и апостолов.
- Катька, появляющаяся в строках неспроста. Она позволяет автору показать, что грядущий переворот касается всех сфер деятельности, любых слоев общества. Девушка является возлюбленной одного из офицеров. Ее можно возненавидеть, так как она гуляет с врагом «рабочего народа». Вместе с тем Катерина выступает в роли великой мученицы, казненной, согласно библейским историям, по приказу римского императора Максимиана.
Блок пытается перенести читателей в библейские времена, показав рождение новой эры. Меняются события, имена, главные персонажи, но суть проблемы остается извечно неизменной.
События в цветовой гамме
Цветовая гамма в поэме Александра Блока «Двенадцать» передана тремя мощнейшими оттенками. Они весьма символичны в литературе. Например, черный, просматривающийся в ночном мраке, ассоциируется с насилием и смертью. Белоснежные оттенки, представленные снегом, говорят о чистоте духа. Красные тона являются квинтэссенцией революционного цвета, огня, крови, разрушения.
Черное и белое, как аналогия борьбы добра и зла, правдивости и лживости, светлых и темных сил, проходит красной нитью сквозь каждую строчку произведения.
Белоснежность говорит читателям об обновлении и стремлении к счастливому будущему. Черный цвет символизирует мрак и безысходность старого мира, страдания. Красный же выступает заглавным тоном сопротивления и желания перемен.
Писатель-символист в своей поэме «Двенадцать», написанной в 1918 году, хотел преподнести события новаторским способом. Для этого им применялись не только знаковые образы, но и эффект контрастов.
В произведении мелкое и жалкое находится рядом с масштабным и величественным, греховное сосуществует со святым, а низменность нивелируется возвышенностью.
Целостность произведения базируется на единстве пересекающихся планов.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!