Краткое содержание и анализ рассказа Шукшина «Обида»
«Обида» — один из самых известных рассказов советского писателя Василия Макаровича Шукшина. В своем произведении автор ставит главного героя в положение, из которого крайне трудно выйти без ущерба для человеческого достоинства, и не дает никаких рецептов, как следует поступать в таких случаях. Анализ рассказа Шукшина «Обида» позволяет примерить на себя описанную ситуацию и поразмышлять о таких порицаемых обществом явлениях, как хамство и душевная черствость.
Оглавление:
Краткое содержание
Рассказ начинается с того, что главный герой, коим является Сашка Ермолаев, ранним субботним утром отправляется со своей дочкой в близлежащий магазин за молоком и рыбой. В продуктовом отделе он сталкивается с продавщицей, наделенной скверным характером и явно не блещущей хорошими манерами.
Ей кажется, что Ермолаев — тот самый дебошир, который накануне ворвался в магазин и нарушил общественный порядок, будучи в состоянии подпития. Сашке очень обидно выслушивать нелицеприятные слова в свой адрес, ведь он ни в чем не виноват, потому что его вчера здесь не было.
Он пытается донести до женщины свою правду, но натыкается на откровенное хамство. Чувства несправедливости и негодования разрывают душу главного героя. Оскорбленный и прилюдно пристыженный, он идет к директору магазина, чтобы добиться извинений.
На месте оказывается лишь заведующая отделом, которая соглашается поговорить с продавщицей, оскорбившей покупателя. Начальница встает на сторону подчиненной, тем самым вызывая еще большую обиду у раздосадованного мужчины. Вдобавок к этому на Сашку начинают наседать покупатели, недовольные тем, что очередь слишком медленно движется. Больше всех возмущен пожилой гражданин в плаще, который с наглым выражением лица намекает на пагубное пристрастие Ермолаева к алкоголю, говоря, что водка еще не продается.
Сашку в очередной раз окунули в грязь лицом. Чтобы немного успокоиться, он выходит покурить. Дочка, пытаясь поддержать отца, называет «дядь и теть» из магазина плохими. Когда старик в плаще выходит на улицу, Ермолаев кидается ему навстречу в надежде отбелить свое имя. На мужчину вновь обрушивается шквал нелестных слов. Сашкина обида достигает своего апогея, на глазах наворачиваются слезы. Он вспоминает, что видел этого трусливого подхалима в плаще в соседнем доме и решает навестить своего обидчика.
Дверь открывает господин по фамилии Чукалов. Сашка просит его не пугаться, а спокойно выслушать. В прихожей появляется крепкий сын Чукалова — Игорек. Молодой парень хватает Сашку за грудки и, ударив несколько раз головой о дверь, выталкивает его на лестничную площадку. Выбежав из подъезда, Ермолаев бросается домой, чтобы вооружиться молотком. К счастью, во дворе его встречает взволнованная жена, которая успокаивает мужа и отговаривает его от страшной расправы над обидчиками.
Характеристика центрального персонажа
Сашка Ермолаев — типичный образец советского гражданина, строго придерживающегося установленных в обществе моральных норм. Как известно, мораль в социалистическом государстве гласила, что все должны быть вежливыми и дружелюбными, а любой спорный вопрос должен решаться в ходе уважительной беседы, но никак не с помощью кулаков. Именно по этой причине главного героя обижают:
- аморальные прозвища;
- обвинения в алкоголизме.
Сашка способен к рефлексии, он чуткий и ранимый человек, из-за чего тяжело переносит любого рода критику и тем более необоснованные обвинения. Это остро чувствующая несправедливость и наделенная душевной тягой к прекрасному личность. Неизвестно, чем он занимается в обычной жизни, но ведет себя достаточно интеллигентно. Об этом можно судить по тому, как он реагирует на хамство продавщицы и человека в плаще: ни она, ни он не могут заставить Сашку скатиться до их уровня.
Герой пытается защитить свое достоинство в абсурдной, даже комичной ситуации. Вопрос, который Ермолаев хочет задать самому рьяному защитнику наглой торговки, звучит убедительно: до каких пор люди будут сами помогать хамству?
Физическое состояние героя в момент ругани свидетельствует о душевной боли, которую он испытывает:
- вскипает в груди;
- постоянно трясет;
- наворачиваются слезы.
Только в финале рассказа психологическое состояние героя приходит в норму. Теперь он ставит во главу угла не справедливое общество, а то, что для него дороже всего на свете — детей и любимую супругу.
Стилистические особенности и проблематика
Особенность творчества Шукшина заключается в том, что в его произведениях делается акцент на композиционной и стилистической сторонах дискурса. Игнорируя их, легко свести рассказы этого автора к серии анекдотичных и в чем-то абсурдных историй. Сюжет произведения отличается динамичностью, в его центре — острая конфликтная ситуация, заключающаяся в несовпадении взглядов и позиции главного героя с мнением окружающих.
Главное действующее лицо пытается понять, в чем же кроется причина людской черствости. Подобная проблематика сродни конфликту позднего чеховского творчества, где самобытный герой оказывается заложником стереотипного поведения, навязываемого ему обществом. Но если у Антона Павловича несоответствие между ролью и личностью только констатируется, у Василия Макаровича Шукшина центральный персонаж всячески пытается обозначить свою уникальность, самоутвердиться. Соответственно, и среда, согласно закону противодействия, начинает демонстрировать свою агрессивность, эмоционально подавляя героя.
В рассказе «Обида» отсутствует привычное для автора противопоставление прогрессивного городского и приземленного деревенского сознания. Все герои — горожане. На первый план выходит противопоставление порядочного гражданина и лицемера-алкоголика. Основная проблема формируется самим главным героем, когда он задается вопросом о природе и распространенности хамства. Другая проблема, неразрывно связанная с первой, заключается в том, что гнусные люди (пьяницы, невежи, лицемеры, подхалимы, трусы) никуда не исчезнут, а бороться с ними — это все равно что сражаться с ветряными мельницами.
Тот, кто не имеет возможности полностью прочитать рассказ «Обида» в печатном виде, но нуждается в ознакомлении с текстом для написания сочинения о стилистических особенностях творчества Шукшина, может ознакомиться с сюжетом произведения онлайн.
Анализ рассказа
«Сашку Ермолаева обидели» — такой фразой Шукшин начинает повествование. Уменьшительно-ласкательная форма имени главного героя сразу создает неформальное, развернутое в бытовую плоскость отношение к действующему лицу и ко всей ситуации в целом.
Разговорный стиль, к которому писатель умышленно прибегает во вступительной части, задает жанр всей речевой ситуации: вниманию читателя представляется, по сути, перебранка в духе кухонных бесед, и автор преподносит ее как урок о пользе благоразумия.
Рассказчик, сам главный герой, его жена, продавщица, заведующая отделом, человек в плаще, зеваки из очереди — все эти люди относятся к субъектам сознания, выражающим свою точку зрения относительно Сашки. Первой свою взгляд обозначает женщина, торгующая в магазине. По ее мнению, Ермолаев — бессовестный хулиган и пьяница. Сашка, напротив, считает себя примерным семьянином и уважаемым человеком, к которому следует обращаться по имени и отчеству. Так обозначается конфликтная ситуация.
Проигнорированная Сашкина личность становится бессильной перед развязной вседозволенностью хамки и подхалимов из очереди. Последовательно разыгрывается линия «человек человеку — бревно». Попытки достучаться до людей оказываются тщетными, и обида нарастает снежным комом.
Молоток, оказавшийся в руках Ермолаева, оказывается единственным орудием, способным разрушить стену людского непонимания. Автор сочувствует Сашке, но в то же время и гордится своим героем. Нравственная сила Ермолаева проявляется в том, что ему нисколько не жалко себя, а вот жену и детей он готов пожалеть, поэтому останавливается у последней черты.
Финальная сцена воспринимается с облегчением, однако на душе остается небольшой, но весьма неприятный осадок, так как зло осталось ненаказанным. Проведя анализ «Обиды» Шукшина, можно сделать вывод, что с оскорблениями не обязательно бороться, тратя на это огромные внутренние резервы и доводя себя до белого каления. При первой возможности стоит уйти в сторону, не заводясь и не выясняя, кто прав, а кто виноват, тем самым проявив благоразумие.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!