Сочинение по картине Константина Юона «Конец зимы. Полдень»
Увидеть пейзажи России можно на полотнах многих известных художников. Но не каждому удается воспеть красоту родной земли, воспроизводя в своих работах любовь к природе. К числу таких пейзажистов можно отнести Константина Федоровича. Сочинение по картине «Конец Зимы. Полдень» Юона позволит понять суть изображенного пейзажа, главную идею и осознание того, как кисть мастера способна внести ценный вклад в культуру и продемонстрировать красочность мира.
Оглавление:
Особенности и история написания полотна
Творческий путь Константина Федоровича Юона наполнен народной стилистикой и типичными реалистичными красками. Любимым временем года художника была зима. В своей картине он пытается передать некоторую грусть из-за ухода полюбившейся поры и одновременную радость, так как скоро придет весна и природа начнет оживать. Особенность полотна заключается в свежести взгляда на пейзажи того времени. Он воспринимает окружающий мир положительно, несмотря на проявления непогоды. Смотря на картину «Конец зимы», в голове сразу начинает звучать музыка ручьев, осыпающегося с ветвей тающего снега, песни петухов.
Написано произведение было художником в 1929-м году. В нем автор хотел рассказать о трепетных переживаниях, когда люди последние зимние деньки пытаются скоротать, прокатившись на лыжах. Но они все равно рады скорому приходу весны. В основу композиции лег пейзаж, увиденный создателем художественного шедевра русской живописи в европейской части России.
Композиционные основы
В глаза сразу бросается, что картина Юона «Конец зимы. Полдень» наполнена светом и оптимизмом. Она поднимает настроение и дух людям, тоскующим по весне. И придает силы ценителям зимних пейзажей. Также можно выделить и другие основные композиционные моменты:
- Начало весны и пробуждение мира от зимней спячки. Это наполняет природу энергией. Весеннему солнцу и знойному деньку радуются даже петухи, гуляющие на подворье, которое можно увидеть на переднем плане изображения.
- Гармонию природы с человеческим бытом. Это позволяет назвать произведение импрессионистичным.
- На переднем плане образы и центральные элементы более выразительные, нежели фоновый рисунок.
- Деревянная избушка слегка наклонена и асимметрична, из-за чего у зрителя складывается ощущение, что он воочию увидел сценку из жизни.
- Картинные персонажи обезличены автором намеренно, ведь все внимание обозревателя должно быть приковано к природным красотам. При этом они добавляют полотну живость и реалистичность.
Смотря на картину, сразу создается впечатление осознанности написания и логичности. Все элементы связаны между собой и размещены так, чтобы сохранить целостность пейзажа. Актуальная тема и вдумчивость автора принесла работе немалый успех. Даже сейчас в школе на литературных уроках учителя задают учащимся 3, 4, 7 классов написать по картине сочинение о конце зимы и полудне.
При создании рассказа на основе художественного произведения следует писать его по четкому плану — год написания и особенности пейзажа, цветовая палитра снега, птицы-вестники весны, сюжет, персонажи и главная идея полотна.
Картинные элементы
Константином Федоровичем написано немало пейзажных картин, изображающих зимние виды. Но невозможно увидеть снежные покровы в его исполнении кристально белыми. Как и в реальности, художник старательно изображает все цветовые градации снега. Белизну его он показывал игрой света. В тени снежные сугробы нарисованы слегка голубоватыми и даже серыми. Иногда на них просматриваются желтоватые краски.
На картине можно увидеть следующие основные композиционные элементы:
- Рыхлый снежный слой, символизирующий его таяние под палящими солнечными лучами.
- Проседание белого «ковра» земли в некоторых местах, что показывает зрителю, как зима уступает свои позиции весеннему теплу.
- Зимний лес на заднем фоне, выглядящий скучным и серым из-за отсутствия кроны. Половину своих белоснежных нарядов он уже сбросил.
- Яркое голубое небо без единого облака, что говорит о солнечной погоде, солнце же не изображается на полотне автором умышленно.
- Большая высота горизонта, визуально добавляющая света и воздуха пейзажу.
- Пустой холм вдали, куда, видимо, и направляются в полном обмундировании лыжники.
- Тени на снегу, говорящие обозревателю о ясности дня, что и так понятно из названия, ведь на улице стоит полдень.
- Деревянная изба, крыша которой покрыта сползающими шапками снега. Теплый день добавляет уюта деревенскому домику, выполненному преимущественно в коричневых тонах.
- Дрова во дворе избушки, которые, вероятно, вскоре уже не понадобятся. Весной топить печку уже не придется.
- Деревянная оградка, визуально разделяющая полотно на две части. Первая кипит от жизнедеятельности человека, а вторая почти безмолвна.
Видно, что прекрасная погода радует деревенских жителей, направляющихся в сторону бугра, чтобы последний раз скатиться на лыжах с крутого склона, ведь с приходом весны у них появятся новые заботы и развлечения.
Центральные персонажи, символы
Но не только красотой пейзажа славится картина Юона. Она наполнена жизнью благодаря местным жителям деревни и хозяйской живности. Среди центральных персонажей стоит выделить:
- Ребят с лыжами. Вероятнее всего, это дети, желающие последний раз зимой прокатиться с холма. Они направляются глубоко в лес дружной гурьбой. Кто-то несет снаряжение в руках. А другие выглядят как уверенные спортсмены. Для детворы снег открывает массу развлечений — лепка снеговика, катание на лыжах, санках, игра в снежки. Все это они намерены сделать напоследок перед началом весны.
- Домашних птиц. Рыхлый снег уже не настолько пугает их. Они также радуются солнцу и возможности вдоволь попастись. Важные петухи бродят по территории хозяйства, осваивая уже незнакомые им земли. Но это не умоляет их счастья тому, что они вышли из зимнего заточения. Вестники разделения дня и ночи изображены автором на картине неспроста. Таким образом, художник пытается назвать петухов предвестниками весны.
На переднем плане, помимо хозяйских птиц, можно увидеть оттаявшие березки — символы русской природы. Столь типичные для художников того времени картинные деревья лишь подчеркивают бескрайние просторы и красоту маленькой речки. Они гармонично вписались в сосновый бор, как хозяйки деревни. Сама картина выглядит весьма объемной и глубокой.
Главенство природы как фундамент сюжета
Текст описания картины следует начинать с разбора самого названия. И, если с приходом весны все ясно, то полудню автор уделяет особое значение. Дело в том, что славяне всегда наделяли весомым смыслом полночь и ее дневного «брата». Считалось, что они разделяют жизнь на будущее и прошлое.
Таким нехитрым способом художник старался акцентировать внимание на переходном моменте одного природного состояния в иное. Лучи солнца заполняют каждый пустующий уголок, освещают стволы берез, еловые иголочки, крышу дома. Природа способна управлять жизнью человека. Все планы могут из-за нее разрушиться или наоборот.
Главная задача художника заключалась в передачи идеи единения человека с природой.
Глядя на картину, легко можно представить атмосферу и звуки, охватывающие всю деревню. Зима готовится отдать бразды правления весенней поре, символизирующей продолжение жизни, несмотря на плачущую капель тающего снега.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!