Образ и характеристика Римского в «Мастере и Маргарите»
В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» много второстепенных, но крайне важных для развития и понимания сюжета, героев. Один из них — финансовый директор театра Варьете. Этот персонаж фигурирует в нескольких московских главах. Любопытно исследовать образ Римского и его характеристику. «Мастер и Маргарита» в этом плане представляет собой уникальное произведение. В великом романе даже самые незначительные герои выписаны с художественной точностью. Об их внешности, характере и мировоззрении говорят детали, которые сложно не заметить.
Оглавление:
Сюжетная линия
Григорий Данилович Римский — финансовый директор театра Варьете. Он безуспешно вместе с администратором Варенухой пытается разыскать исчезнувшего Степана Лиходеева, которого Воланд выпроводил из квартиры, куда заселился в нее сам. Финдиректор получает телеграммы из Ялты, в которых Лиходеев умоляет выслать денег, так как он оказался в другом городе, куда, по его мнению, его переместил гипнотизер Воланд.
Римский не верит депешам. Он собирает их и отдает Варенухе, поручая отнести «куда надо». Однако администратора нейтрализуют Азазелло и Коровьев.
Римский этого не знает, поэтому спокойно занимается решением деловых вопросов вместо Лиходеева. Вечером в театре начинается представление, в котором участвует великий маг Воланд и его свита.
В зале происходит одно необыкновенное событие за другим:
- показываются карточные фокусы с разоблачением личной жизни граждан;
- на зрителей проливается дождь из червонцев;
- конферансье Бенгальский лишается головы;
- открывается дамский магазин, в котором женщин одевают, не требуя оплаты.
По окончании спектакля финдиректор остается в своем кабинете. К нему приходит Варенуха. К этому времени он уже является вампиром. Римский увидел, что администратор не отбрасывает тень, и смертельно испугался. Он выскакивает из варьете, ловит такси и мчится на вокзал, откуда на курьерском поезде отправляется в Ленинград.
Еще раз он появляется в романе, когда возвращается в Москву под охраной. Финдиректор никому не рассказывает про события, которые стали причиной его паники, так как понимает, что ему не поверят. Собственно говоря, рассказывать и ничего.
Он видел только пытающихся напасть на него Варенуху и Геллу. Однако даже столь незначительное событие заставило осторожного и пугливого Римского пуститься в бега.
Образ финдиректора Римского
Из текста можно составить впечатление о внешности Григория Даниловича. Булгаков выдает эти сведения понемногу, косвенно, от одного абзаца к другому. Собранные вместе они позволяют составить довольно точный образ.
У персонажа:
- колючие глаза;
- тонкие губы;
- резкий неприятный голос;
- худощавое телосложение.
Одежда представляет собой костюм-тройку. В кармане жилетки находятся золотые часы с цепочкой, продетой в петлю. Финдиректор носит очки в роговой оправе.
Герой романа «Мастер и Маргарита» Римский женат. Его супруга звонила в варьете и рыдала, что нигде не может его найти, а затем ворвалась в театр и устроила сцену с заламыванием рук. Когда Григорий Данилович вернулся в Москву, заявление на увольнение привезла его супруга, так как сам он не смог побывать в здании, где натерпелся столько страха. Эти эпизоды говорят о том, что у Римского крепкий брак, он хороший муж, супруга за него переживает и заботится о нем.
Что касается внутренних качеств, Римский является чутким к переменам, смышленым, догадливым. Из-за нервности ему тяжело далась встреча с потусторонними силами.
Он превращается в седого старика с трясущейся головой, который вынужден лечить психическое расстройство. Но даже вылечившись, финдиректор не может вернуться в варьете, так как его одолевает паника. Он увольняется и поступает на службу в Театр детских кукол.
Характеристика персонажа
Финдиректор обладает слабым характером. В отличие от Ивана Бездомного, который преследовал мага, чтобы наказать его за смерть Берлиоза, Римский изо всех сил избегает опасной встречи. Финдиректору не откажешь в здравом смысле. У него хватает способностей понять, что от нечисти нужно бежать как можно дальше.
Григорий Данилович внимателен, скрытен и осторожен — не рассказывал в театре о своей супруге и предпочитал держать в тайне личную жизнь. Также он недолюбливал начальство и скрывал это, хотя в душе мечтал об увольнении Лиходеева. Осторожность подсказала ему промолчать о встрече с потусторонними силами. Даже на допросе в милиции он не сознался, что пострадал от нападения свиты Воланда, так как не без основания боялся, что его сочтут сумасшедшим и отправят на лечение.
Итак, Римскому можно дать следующую характеристику. Он имеет деловые способности, умен, решителен, подозрителен, карьерист. Осторожность персонажа легко переходит в трусость. Он не хочет отвечать за свои поступки, последствия скандального выступления Воланда пытается переложить на отсутствующего Лиходеева.
Поэтому нет сомнений, за что наказан Римский из «Мастера и Маргариты». Он использует данные ему от природы дарования во вред людям, только для собственного блага, пытаясь подставить других.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!