Краткое содержание и анализ повести А. Н. Толстого «Гадюка»
В повести «Гадюка» Алексей Толстой описывает, как война в одночасье рушит жизнь женщины. Тяжкое военное бремя отнимает не только исконно женское право быть привлекательной, но и шанс на обретение счастливой и полноценной семьи. Главная героиня — типичный пример молодых женщин, которых в революционный период по всей стране насчитывались миллионы. Чтобы бегло ознакомиться с сюжетной линией произведения, можно прочитать краткое содержание «Гадюки» Толстого.
Оглавление:
Краткий пересказ первых глав
Алексей Николаевич Толстой рассказывает читателю о нелегком жизненном пути юной особы, которая, вопреки обстоятельствам, находит в себе мужество противостоять несправедливости. Центральным персонажем повести является дочь зажиточного купца-старообрядца Зотова Ольга Вячеславовна. Ранние годы девушки прошли в Казани. Молодая аристократка с детства была окружена сентиментальными подругами, увлекалась заезжими артистами, проводила много времени за чтением романов.
В тот момент, когда страна погрузилась в пучину Гражданской войны, Ольге исполнилось всего лишь 17 лет. Однажды в родительский дом ворвалась вооруженная банда и убила всех ее близких. Чудом уцелевшая Зотова узнала одного из грабителей — им оказался бывший гимназист Валька Брыкин.
Девушка попала в лечебное заведение, где познакомилась с красноармейцем Дмитрием Васильевичем Емельяновым. Его рассказы произвели сильное впечатление на Ольгу, и она прониклась к нему теплыми чувствами.
Спустя какое-то время город был взят под контроль солдатами Чехословацкого корпуса. Недоброжелатель пишет на Зотову донос, обвиняя ее в связях с большевиками, в результате чего она оказывается под стражей. Находясь в тюрьме, девушка переосмысливает свою прежнюю жизнь и понимает, насколько наивны были ее представления об этом мире. Пока Ольга пребывает в заточении, гнев и жажда мщения за убитых родителей растут с каждым днем.
Город захватывают бойцы Красной армии. Все заключенные, не пожелавшие переходить на их сторону, приговариваются к расстрелу прямо в подвале тюрьмы. Оказавшийся здесь командир Емельянов обнаруживает, что раненая Ольга еще дышит, и относит ее в медпункт.
После лечения окрыленная любовью девушка вновь полна сил. Ольга больше не мыслит жизни без Дмитрия, поэтому без раздумий отправляется вслед за ним на поля сражений.
Содержание финальной части
Несмотря на пылкую любовь Зотовой к Емельянову, на фронте их отношения не выходят за рамки дружеских. Слухи о том, что красавица приходится женой командиру, пресекались на корню. Солдаты были поражены тем, как в девушке с великолепными внешними данными сочетаются такие, казалось бы, несовместимые черты:
- суровый нрав;
- прелестная девичья чистота.
Дмитрий обучает Ольгу кавалерийской езде, а также дает уроки по обращению с клинком. Однажды Зотовой поручают отвезти документы в дивизию. По дороге она встречает двух белогвардейцев, одним из которых оказывается Брыкин. Ольга стреляет в его коня, который, упав, насмерть придавливает наездника. Другой, увидев, что перед ним дама, не решается пронзить ее шашкой. Девушка сама расправляется с противником, после чего по ее щекам текут слезы.
В разгар противостояния между красными и белыми полк Емельянова идет в опасный рейд по тылам армии Врангеля. Дмитрий и его товарищи попытались убрать заграждение с моста, чем обрекли себя на верную смерть. В решающих сражениях Ольга получила тяжелые ранения. Залечив раны, она снова ринулась в бой, побывала в разных частях страны, пока огонь войны окончательно не погас.
За те годы, что Ольга провела в солдатской среде, она отвыкла от гражданской жизни. Тем не менее ей нужно было чем-то зарабатывать себе на жизнь, поэтому девушка устроилась в организацию на должность секретаря. Зотова поселилась в коммунальной квартире. Коллеги и соседи сразу же невзлюбили своенравную барышню и всячески над ней издевались, за спиной называя гадюкой.
Сердце 22-летней девушки затрепетало во второй раз, когда она влюбилась в директора Махорочного треста. Однако завистники выставили Ольгу перед избранником в черном свете, поэтому мужчина решил не связываться с ней, а переключил свое внимание на секретаршу Лялечку, отличавшуюся скверным характером. Вскоре они поженились. Лялечке не нравилось, что Ольга неровно дышит к ее супругу.
Ревнивая женщина решила навестить соперницу, чтобы показать ей свидетельство о браке. Разгневанная Ольга выстрелила из револьвера в лицо девушке, а затем добровольно пришла в отделение милиции.
В одной из редакций произведение заканчивается судом над героиней, но в окончательной версии автор позволяет читателю самостоятельно вынести приговор Ольге Зотовой.
Анализ произведения
«Гадюка» Толстого — это повесть о двух видах революционных преобразований: внешних (социальных) и внутренних, кардинальным образом изменивших психологию общества и затрагивающих базовую систему ценностей, в том числе отношения между мужчинами и женщинами. Между этими процессами есть некая связь, придающая произошедшим изменениям особый драматизм, так как столкновение идеологий и сил неизбежно сопровождается коренной ломкой традиционных устоев и судеб людей.
Из огромного количества явлений, протекающих на фоне революции, писатель сделал акцент на частном аспекте, который связан с феноменом, получившим название «революционный трансвестизм». Этот тип трансформации представительниц слабого пола в мужчин получил широкое распространение в периоды социальных потрясений и войн.
Лишившись того, что составляло основу и смысл существования, потеряв привычную роль в обществе, чудом избежав гибели, главная героиня решается примерить на себя новый облик, который позволит ей противостоять враждебному и страшному миру.
Под напором внешних обстоятельств Ольга Зотова выбирает путь революционного трансвестизма, вступив в ряды красноармейцев. Тяготы и лишения солдатской жизни, строгое следование социалистической идеологии — все это способствовало превращению некогда знатной барышни в простого кавалериста, готового до последней капли крови отстаивать революционные принципы.
Жизнь Ольги в полевых условиях и ее желание ничем не отличаться от боевых товарищей стали следствием тотального маскулизма, который усиливался повсеместно царившим культом насилия. Подлинная же драма женщины, о которой повествует писатель, случилась после окончания Гражданской войны, когда на смену военному коммунизму пришел либеральный нэп. Красной линией через все произведение Толстого проходит мысль:
- женщина должна любой ценой быть рядом с мужчиной;
- во всем подчиняться избраннику, попутно избавляясь от соперниц.
Ольга Зотова, изменив в себе многое, так и не сумела избавиться от главного — женской сущности, то есть от своей судьбы и предназначения.
Резонанс в обществе
Повесть Алексея Толстого «Гадюка», вышедшая в свет в 1928 году, наделала много шума. Произведение не только обсуждали в читательских кругах, но и в духе той эпохи даже устраивали суды над его центральной фигурой — хрупкой девушкой Ольгой Зотовой. Обвинители, как правило, оценивали действия главной героини с социально-политической или классовой точки зрения.
Дошло до того, что писатель был вынужден дать развернутый ответ на присланное представителями пролетариата письмо, содержащее нелестный отзыв о повести. Толстой пытался донести до рабочих мысль о правдоподобности художественного воплощения центрального персонажа и выступил категорически против абстрактного образа безгрешного героя, популярного среди читателей. Кроме того, писатель попробовал даже написать продолжение повести, но затем отказался от этой затеи.
Столь злободневное произведение, строго привязанное к конкретному историческому эпизоду, по сей день вызывает отклики в сердцах читателей и держит в напряжении вплоть до финальной сцены.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!