Краткое содержание античной пьесы Аристофана «Облака»
Античные комедии стали популярны у жителей Афин несколько позже, чем трагедии. Состязания хоров были установлены не раньше 486 г. до н. э. Актеры вели себя непринужденно, пели, плясали, надевали экстравагантные одежды.
Оглавление:
Особой популярностью в Великих Дионисиях пользовалась пьеса Аристофана «Облака», с кратким содержанием которой знакомятся ученики шестого класса. Произведение затрагивает актуальные проблемы времени, высмеивает учение софистов.
Об авторе пьесы
Греки гордились людьми высокого таланта и обширных знаний. Если говорили о театре, они часто упоминали Аристофана (448−386 г. до н. э), называли его «комик». Позднее за ним закрепился титул «отец комедии». Произведения комедиографа были зеркалом общественно-политической жизни Афин. Они отражали множество реалий своей эпохи.
Однако в биографии Аристофана много белых пятен. Причина заключается в том, что современникам не приходило в голову составить жизнеописание популярных жителей античных городов. Когда этим вопросом занялись александрийские исследователи, оказалось, что документальных свидетельств осталось очень мало.
Об Аристофане известно, что он вышел из семьи земледельца в Аттике. Это объясняет хорошее знание комедиографом труда и быта землепашцев. Он принимал близко к сердцу проблемы тружеников поля, понимал их чаянья и заботы. Анализ тематик и произведений автора убеждает, что он был образован, всестороннее развит и находился в гуще политических событий своего времени.
Первая комедия была написана античным автором в 427 г. до н. э, и ее драматург выбрал для участия в ежегодных состязаниях. Впоследствии он написал еще 40 ярких произведений. На его могиле есть надпись, сочиненная Платоном:
Долго искали хариты святилища; Аристофана
Вечную душу найдя, прочный в ней храм обрели.
Характеристика произведения и главные герои
Комедия «Облака» Аристофаном написана в 423 г. до н. э. Яркая и образная, она была поставлена в Великих Дионисиях, где заняла почетное третье место. Поэма разоблачала софистику — новую философскую теорию, которая вошла в моду в эпоху творения античного автора. Место действия происходит в любимых автором древних Афинах. Перед знакомством с кратким содержанием для читательского дневника следует ознакомиться с его героями:
- Стрепсиад. Мужчина в возрасте. В прошлом земледелец, при этом не наделен особым умом и дальновидностью.
- Фидиппид. Сын Стрепсиада. Любитель конного спорта и транжира. К родителю почтения не испытывает. Не переживает, что вводит семейство в крупные долги.
- Сократ. Пародийный мыслитель-софист. Распространяет мысли софистов Антифонта, Протагора, Гиппона.
- Адепты Сократа. Спорщики Правда и Кривда.
- Пасий и Аминий. Заимодавцы Стрепсиада.
- Хор Облаков. Восхитительные развевающиеся покрывала и длинные носы.
Изложение содержания
Краткое содержание комедии «Облака» начинается с момента, который переносит в дом Стрепсиада. Отец мучительно переживает, к чему могут завести его семью долги сына Фидиппида. Раздумывая, как выкрутиться из положения, старик советует отпрыску пойти в мыслильню Сократа и научиться умению запутывать словами. Однако ленивый сын отказывается, обзывая при этом софиста и его последователей негодяями. Тогда хозяин дома отправляется к Сократу сам.
В мыслильне один из учеников мастера в комической форме объясняет учение, которого здесь придерживаются. Пройдя посвящение, старик узнает об «облаках», почитаемых членами сообщества вместо богов. Действия вихрей и облаков объясняются на примере желудка. Общаясь со Стрепсиадом, руководитель сообщества высказывает сомнения, что тот способен к обучению. Вместе мужчины уходят в мыслильню.
В перерыве хор от имени драматурга повествует о произведениях Аристофана, обращается с посланием от Селены и упоминает знаменитого полководца Клеона из Афин.
Наука не впрок
В продолжении пьесы перед читателями (или зрителями) вновь предстает Сократ. Он сокрушается, что давно не видел дурака, подобного старому земледельцу.
Он предлагает Стрепсиаду обучение и рассказывает, какие слова относятся к мужскому и женскому роду («дроздыня» — самка, а самец — «дрозделезень»).
«Наука» не сразу дается невежде, но вскоре он начинает делать успехи, а затем делится с Сократом мыслями, как избавиться от долгов. Сократ доволен его успехами и подкидывает новые задачи. Не найдя ответа на одну из них, Стрепсиад говорит, что предпочитает удавиться, поскольку к мертвецу претензий никто не предъявит. Мудрец выгоняет старика и называет дураком. Выходя из ситуации (по наставлению хора) отец решается уговорить сына пойти в учение к Сократу, и ему это удается.
«Мучения» Фидиппида
Вначале юноша смотрит представление, которое разыгрывают перед ним Правда и Кривда. В дерзком споре каждый из них выставляет себя сильнее и приводит веские доводы. Наконец, Правда остается поверженным и Сократ уводит Фидиппида. Хор облаков предостерегает его отца. Спустя время Стрепсиад возвращается за сыном и ему сообщают, что после обучения юноше по силам выиграть любую тяжбу. Старец уводит исхудавшего от «научных мук» отпрыска домой. Хор вновь предупреждает его насчет способностей Фидиппида.
Во время следующей сцены отец сам едва не пострадал от руки сына, который хотел его поколотить. Отец пытается вразумить юношу, однако он научен Сократом искажать правду и утверждает, что имеет право бить родителя.
У Стрепсиада нет аргументов для возражения. Отчаявшийся и разочарованный в ожиданиях, он поджигает мыслильню с помощью принесенного из дому факела и проклинает учение Сократа.
Судьба комедии
После знакомства с произведением возникает вопрос: как связаны облака и описанные житейские ситуации. Древнегреческие философы первыми стали задумываться, из чего состоят эти воздушные создания, которые то появляются, то исчезают, то меняют форму осы на паука. Предположения были разными — вода, газ, огонь, другая «неопределенность».
Облака стали богами новых философов. К исторической личности — Сократу, это не имело отношения, его интересовали поступки людей. Они тоже несут в себе неопределенность, как и облака. Смолоду людям прививается, что хорошо, а что плохо. Новые философы в лице Сократа в произведении «Облака» мыслили другими категориями:
- они стремились доказать, что хорошее не так уж и положительно;
- плохое, наоборот, не стоит воспринимать только с негативных позиций.
Точка зрения софистов беспокоила афинских граждан, которые считали новые учения «облаками пустословия». Эта проблематика и легла в основу пьесы консерватора Аристофана, которая была воспринята публикой неоднозначно. Многие упрекали автора в очернении образа исторической личности (Сократа). Однако при этом все без исключения признавали высокую художественную ценность комедии.
Впоследствии автор возвращался к ней и стремился переделать. Однако многое не успел. Некоторые измененные сцены сохранились.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!