История создания и краткое содержание «Повестей Белкина» Пушкина
История создания «Повестей Белкина» Александра Сергеевича Пушкина крайне проста. Он написал цикл из 5 повестей во время Болдинской осени менее чем за 2 месяца. Книга вышла отдельным собранием в следующем году. Несмотря на кажущуюся простоту, каждая часть, описывая действительность, поднимает серьезные вопросы: социальное неравенство, проблема «маленького человечка» и другие.
Оглавление:
Время написания
«Повести Белкина» Пушкина являются его первым завершенным прозаическим произведением. Они были написаны осенью 1830 года в селе Болдино, в так называемую Болдинскую осень.
Всего в сборник входили 5 произведений. Список «Повестей Белкина» с датами написания:
- 9 сентября — «Гробовщик».
- 14 сентября — «Станционный смотритель».
- 20 сентября — «Барышня-крестьянка».
- 14 октября — «Выстрел».
- 20 октября — «Метель».
Во второй половине октября или начале ноября было написано предисловие «От издателя». В последнем излагается краткая биография Белкина. Это молодой помещик Иван Петрович, умерший в 1828 году. Литература не была его профессией: он сочинял на досуге и успел написать всего 5 небольших рассказов. Чтобы понять, почему Александр Сергеевич решил издаться анонимно, стоит вспомнить, что в то время за ним был установлен негласный полицейский надзор. Проблемы с цензурой тогда писателю были не нужны.
Интересный факт из Википедии: Белкин также должен был стать автором «Истории села Горюхина», владельцем которой он был, но Пушкин не закончил произведение. Оно сохранилось в черновиках и планах.
Вступление представляет собой письмо помещика, соседа Белкина, и сообщение издателя. Оно написано с долей юмора и создает образ простодушного и наивного издателя, который не замечает собственных промахов. Например, он пишет, что письмо написано без примечаний и изменений, но часть письма вырезана, а в конце идет 2 примечания.
Художественная справка
«Повести Белкина» изучают в 6 классе. При подготовке проекта или доклада стоит упомянуть о затронутых темах и некоторых особенностях, которые являются важными при изучении.
Все повести написаны в разных направлениях:
- «Выстрел» — романтизм.
- «Гробовщик» — готический романтизм.
- «Барышня-крестьянка», «Метель» и «Станционный смотритель» — сентиментализм.
Присмотревшись, можно увидеть, что все 5 частей принадлежат реализму. Пушкин использует типичные черты каждого направления и иронизирует над ними.
Все повести имеют простую сюжетную линию и интригу, в них отсутствуют лишние детали. Темами произведения стала жизнь простых людей разных сословий. Герои мечтают, влюбляются, надеются и грустят по самым разным причинам.
Однако в цикле поднимаются и более глубокие вопросы: тема «маленького человека» в «Станционном смотрителе», социального неравенства в «Барышне-крестьянке», когда Алексей вынужден выбирать между наследством и любовью, нравственности в «Выстреле» и другие. Они незаметны на первый взгляд, но их наличие позволяет лучше понять устройство общества в то время.
Содержание кратко
Цикл «Повести Белкина» состоит из 5 произведений и «издательского» предисловия. Впервые все произведения были напечатаны в 1831 году в отдельной книге, полное название которой «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П». Современники приняли цикл прохладно, большой популярности он не сыскал.
Краткое содержание произведений позволит лучше понять их.
Романтический «Выстрел»
В провинциальном городе останавливается армейский полк. Среди офицеров выделяется Сильвио — мужчина 35 лет, гусар в прошлом. Перед отъездом он рассказывает одному из офицеров свою историю: в молодости он дрался на дуэли, и его противник, молодой граф, начал демонстративно есть черешню. Это разозлило Сильвио. Тот решает отомстить и оставляет за собой право выстрела, чтобы прервать жизнь соперника тогда, когда тот будет особенно ценить жизнь. Не так давно стало известно, что граф собирается жениться.
Через несколько лет офицер узнает продолжение истории. Сильвио пришел к сопернику через несколько дней после свадьбы. Тот попросил поторопиться, пока не вернулась жена. Бросили жребий, граф стрелял первым и попал в картину. Сильвио навел пистолет на противника, но тут в комнату вошла молодая жена. Только в тот момент в глазах графа появился страх. Сильвио, не глядя, выстрелил в картину и ушел навсегда.
Сентиментальная «Метель»
Героиней рассказа стала красивая и богатая 17-летняя Марья Гаврилова, влюбившаяся в бедного прапорщика Владимира. Родители девушки против их брака, и юноша предлагает бежать и тайно обвенчаться.
Накануне побега разыгралась сильная метель. Кучер Владимира привез невесту в церковь в соседнее село, но жених не пришел. Заблудившись, он прибыл только к утру и обнаружил пустую церковь.
Утром Марья тяжело заболела и едва не умерла. Из больного бреда родители услышали про ее любовь к Владимиру и дали согласие на брак. Они отправили прапорщику письмо, но тот ответил отказом и вскоре вернулся в армию.
После смерти отца Марью осаждали женихи, но та всем отказала. Ее привлек только раненный полковник Бурмин. Молодые люди разговорились, и мужчина признался: он не может ответить любимой на чувства, так как женат. Некоторое время назад он попал в метель, заблудился и вышел к церкви. Там в темноте его перепутали с женихом и обвенчали с девушкой, ни лица, ни имени которой он не знает. Марья Гаврилова побледнела: это была она.
Готика «Гробовщика»
У гробовщика Адриана Прохорова недавно исполнилась мечта: он переехал в новый домик. Сосед, сапожник Шульц, приглашает его на свадьбу, на которой кто-то из гостей предлагает выпить за здоровье клиентов. Адриану не нравится мысль пить за здоровье мертвецов, его настроение быстро портится.
Вернувшись домой, пьяный гробовщик продолжает возмущаться и в сердцах обещает пригласить на новоселье клиентов-мертвецов, а не соседей.
Ночью Прохорова будят: умерла богатая купчиха. Быстро уладив дела, мастер возвращается и с ужасом видит, что в его комнате собрались люди, которых он похоронил. Все они пришли на новоселье. Скелет отставного сержанта гвардии — первый «клиент» гробовщика — пытается обнять его, но мужчина отталкивает его. Мертвец падает и рассыпается. Это вызывает возмущение остальных: громко крича, они подступают ближе и почти давят Адриана массой. Тот падает в обморок и просыпается в кровати. Все произошедшее, включая смерть купчихи, оказывается кошмаром.
«Станционный смотритель»
Рассказчик во время путешествия останавливается на станции, где служит смотрителем Самсон Вырин. Он живет с 14-летней дочерью — красавицей Дуней.
Через несколько лет автор вновь оказывается на этой станции. Самсон все еще служит, а Дуни уже нет. Оказывается, несколько лет назад на станции остановился молодой гусар Минский. Вечером он слег с лихорадкой, и Дуня несколько дней ухаживала за ним. Поправившись, молодой человек тайно увез девушку с собой. Смотритель едва пережил потрясение. Он отправился в Петербург, где с трудом отыскал квартиру Минского. Он умолял гусара вернуть дочь, но тот заявил, что Дуня счастлива с ним. Вошедшая девушка при виде отца упала в обморок, и Самсона вытолкали вон.
Через несколько лет рассказчик вновь останавливается на станции. Старик Вырин умер. Однажды на его могилу приезжала красивая барышня с 3 детьми.
«Барышня-крестьянка»
В имение Берестова возвращается окончивший обучение сын владельца Алексей. Появление красивого юноши тут же вызывает интерес всех девушек в округе, в том числе соседки Лизы Муромской. Однако познакомиться молодые люди не могут — их отцы давно враждуют друг с другом.
Заинтересованная рассказами горничной Насти о молодом соседе, Лиза переодевается крестьянкой и «случайно» знакомится с Алексеем, представившись дочерью кузнеца Акулиной. Молодые люди начинают встречаться и влюбляются.
Между тем ссора соседей прекращается, и Муромский приглашает Берестова с сыном в гости. Боясь разоблачения обмана, Лиза густо белит лицо и сильно жеманничает, и Алексей не узнает ее.
Через некоторое время отец юноши сообщает, что хочет женить его на дочери соседа Лизе. Тот решительно отказывается, пишет письмо Акулине, а на следующий день едет к Муромским, чтобы лично объясниться невестой. Войдя без предупреждения, он видит «Акулину», которая читает его письмо.
Болдинская осень 1830 года стала для Пушкина крайне продуктивной: он закончил «Евгения Онегина», написал ряд стихотворений и «Повести Белкина». Помещик Белкин — выдуманный автор: «спрятавшись» за псевдонимом, Александр Сергеевич мог не волноваться о цензуре и критиках.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!