Сочинение по картине Ивана Айвазовского «Черное море»
Часто понять или оценить изобразительное искусство бывает сложно, ведь любой художник складывает сложный пазл из простых элементов. Ключ к пониманию лежит в знании стиля, причин создания работы и времени, в котором жил и творил маэстро. Лучший способ научиться проницательно видеть — найти слова, чтобы описать и проанализировать произведение искусства. Этот подход поможет ученикам написать сочинение по картине Айвазовского «Чёрное море».
Оглавление:
Техника и стиль
Изобразить стихию, передав её настроение, под силу не каждому художнику. Айвазовский был наделён особенным даром, только он мог так точно передавать силу и бескрайнюю красоту моря. Надо сказать, что Иван Константинович не раз пробовал себя в других жанрах, но его натюрморты и портреты не восхищали зрителей, в них не было такой страсти, которая наблюдалась в его морских пейзажах.
«Чёрное море» было написано уже зрелым мастером в 1881 году. Бо́льшая часть жизни Ивана Константиновича прожита, карьера движется к закату. На картине чётко виден сформировавшийся стиль художника, но, кажется, что тема стихии представлена автором в другой манере, несвойственной ему. В первоначальном варианте работа носила другое название, раскрывающее полный смысл изображения, — «На Чёрном море начинает разыгрываться буря».
Хоть это не самое большое полотно, но даже если рассмотреть репродукцию картины «Чёрное море» художника Айвазовского в миниатюре, оно произведет неизгладимое впечатление на зрителя. Это тёмная, насыщенная глубокими и богатыми цветами работа, на холсте нет ни одного яркого или радостного оттенка, она выполнена полутонами, делающими волны переливающимися, почти живыми.
Под стать морю написано и небо. Свет солнца не слишком ярок, его заслоняют свинцовые облака, нависшие над водой, — вот-вот начнётся буря. В такой напряжённый момент зритель сопереживает небольшому кораблю, который изображён на тонкой линии горизонта, чуть освещённой несмелыми лучами солнца, пробивающимися сквозь стальные оковы грозовых туч. Это даёт надежду, что судно найдёт берег, сумеет выбраться из цепких лап стихии.
Сюжетная линия
Небо и море в описании картин Айвазовского всегда во главе сюжетной композиции. В произведении бросается в глаза чёткая линия горизонта, разделяющая холст на две части. Вероятно, этот приём символизирует надежду, даёт понять, что даже в самые тёмные времена для света всегда есть место. Композиция полотна представлена двумя равными по силе и значимости частями:
- нависшим над морем тёмным небом;
- чёрной морской водой.
Светлый горизонт разделяет две стихии. Сочинение-описание моря будет неполным, если не обратить внимание на, казалось бы, незначительный объект — парусник. Куда он спешит? Кажется, что в стороне, где пушистые светлые облака, обязательно должна виднеться земля — участок суши, который даст укрытие морякам, попавшим в шторм.
Зритель невольно становится участником картины, ощущая, как вода, подгоняемая ветром, движется на него. Понятно, что до шторма ещё очень далеко. Не видно огромных волн, которые, будто соревнуясь друг с другом, взметались бы ввысь, но уже чувствуется внутреннее волнение, поднимающееся откуда-то из глубины.
Такой реалистичный эффект — особенность гения Айвазовского. Только ему было подвластно так правдоподобно передать дыхание ветра и ритм моря, наделив изображение жизнью.
Особенности картины
Главным героем всех полотен Ивана Константиновича всегда была вода, а корабли и люди — второстепенные элементы, которые помогали передать величие стихии, её силу и безграничную красоту в любую погоду.
Только Айвазовский в присущем ему стиле несколькими мазками мог изобразить прозрачность тихой водной глади или энергию волны, которая из тёмной тягучей массы переходит в невесомую белую пену.
Критики и современники художника были поражены «Чёрным морем», хотя до этой работы считали, что полотна маэстро стали скучными, потеряли стиль и энергию. Если бы они знали, что уже более ста лет произведения Ивана Константиновича не только не теряют актуальности, но и стали более интересными и ценными, поражают зрителей красками и эмоциональной глубиной.
Тот, кто смотрит на эту работу, может ощутить силу и могущество воды. И всё это благодаря Айвазовскому. Восхищаясь морской красотой и мощью, он смог перенести свои чувства на полотна. Даже ученику 4 класса сочинение про «Чёрное море» будет легко написать, ведь для этого вовсе не обязательно разбираться в живописи, нужно всего лишь описать то, что изображено на картине, передавая свои эмоции от увиденного.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!