Сочинение по картине Брюллова «Гадающая Светлана»
Живописные полотна Карла Павловича Брюллова известны всему миру. Холст «Гадающая Светлана» художник посвятил русскому быту. В шестом классе ученики на уроке изучают и анализируют эту репродукцию на национальную тематику. Ещё одним этапом изучения творчества художника является написание сочинения по картине Брюллова «Гадающая Светлана».
Оглавление:
История создания
Известно, что в конце лета 1835 года картина «Последний день Помпеи», написанная в Италии, прибыла в Петербург и сразу же понравилась императору Николаю Первому. Он тут же вызвал художника из Константинополя в столицу и назначил профессором в Академии художеств. Но в 1836 году по дороге к императору Карл Павлович примерно на шесть месяцев задержался в Москве, где жил у писателя Перовского.
Так получилось, что его визит к другу совпал со временем святок и Карл Павлович наблюдал, как проходило гадание в доме у писателя. Тогда же он и написал картину «Гадающая Светлана» для своего друга. А святочный обряд, который он наблюдал, помог придать полотну живость и динамичность.
Считается, что большое влияние в то время оказала на живописца и баллада Василия Жуковского «Светлана». Написана картина маслом на холсте. До революции она долгое время хранилась в коллекции тайного советника Владимира Орлова — Давыдова. А затем была передана в Нижегородский государственный художественный музей, где и хранится в удовлетворительном состоянии и в настоящее время.
Композиция картины
В первый раз на брюлловском полотне отразились тема святочных гаданий, и эта бытовая сцена стала жанром картины. Стоит отметить, что к этой теме художник больше не обращался. Композиция холста треугольная. Так его вершиной является девичий кокошник, который совпадает с левой стороной холста. При отражении в зеркале они образуют уже два незримых треугольника.
На переднем плане картины Карла Брюллова «Гадающая Светлана» изображена девушка, которая сидит в олоборота. На ней одет прекрасный и нарядный костюм в русском стиле:
- кокошник;
- ожерелье из жемчуга;
- рубашка;
- сарафан.
Но видно, что девушка всё-таки имеет отношение к светскому обществу, хотя и надела нарядный народный костюм. Ведь крестьянские девушки никогда не обнажали плечи. Замечает зритель и прекрасные тёмные волосы героини, туго заплетенные в косу.
Но зритель видит не только саму девушку, но и её отражение в зеркале, которое окружено темнотой. В карих глазах героини боязнь и тревога, ведь она постоянно думает о своём суженом. Слева прямо перед зеркалом в подсвечнике из серебра горит свеча. Может быть, обращаясь к тёмным силам, девушка даже сняла нательный крест.
Задний план картины утопает в темноте, и лишь только слабое пятно на стене справа немного озаряет комнату. А ведь за зеркалом опять таинственная темнота, которая как раз и символизирует другой, потусторонний мир.
Цветовая гамма
Интересна картина тем, что в нём очень мало света и это делает сюжет её таинственным и загадочным. Несмотря на то что автор полотна описывает один из зимних вечером, он не показывает погоду за окном. Не заинтересовали его прекрасные виды города и полей. Зимний пейзаж прекрасен, но живописец решил изобразить сюжет из гаданий девушки, которое оказалось магическими и наполненным сказочным волшебством.
Автор так подбирает цветовую гамму для своего полотна, что золотисто — коричневый цвет вступает в контраст с тёмными тонами, символизирующими потусторонний мир. Поэтому на картине можно выделить следующие основные цвета:
- коричневый;
- жёлтый;
- белый;
- красный.
Тона красок художник Брюллов подобрал мягкие, чтобы было резкое противопоставление другому миру. Но отдельным ярким пятном выделяется кокошник девушки, так как все цвета неяркие. Его красный цвет символизирует страсть и любовь.
Для описания картины в 6 классе можно использовать фрагмент баллады Жуковского. Ведь именно гаданиям Василий Андреевич решил посвятить своё произведение. Для урока в балладе можно найти и тот фрагмент, где описывается момент гадания. Так, Светлана осталась в комнате одна и садится она к зеркалу, робко глядя в него. Кругом темнота и тишина, которая и страшит, и завораживает. И лишь только трепетный огонь свечки немного озаряют эту комнату и бледное лицо девушки.
Художественные особенности
Художнику удалось передать эмоциональное восприятие баллады Василия Жуковского. Так как произведение относится к романтизму, то и Брюллов передал все тайные знаки, свойственные этому направлению. На холсте живописец изобразил много символов:
- зеркало — отражение потустороннего мира;
- отражение — двойственность толкования гадания.
Известно, что сам поэт Жуковский называл художника, который написал несколько картин к его произведениям. «Карлом Великим» и был ему очень признателен за его работы.
План для написания работы
В сочинении можно рассказать как о самом художнике, об истории создании картины, так и дать немного информации о том, как на Руси проводились гадания. А вот во второй части сочинения нужно детально описать полотно Карла Брюллова, и в этом поможет план:
- К. П. Брюллов — замечательный художник.
- Описание картины.
- Эмоциональное восприятие полотна.
Каждая часть должны быть чёткой и гармоничной. Следует не отступать от темы сочинения и думать о том, какой вывод можно будет сделать после написания сочинения. Ведь эмоциональное восприятие холста очень важно для понимания её основной мысли.
Образец сочинения
Карл Павлович Брюллов — великолепный художник, который писал на разные темы. Он написал замечательные полотна:
- «Всадница».
- «Исповедь итальянки».
- «Прогулка».
- «Сон монашенки».
- «Девушка в лесу».
Карл Брюллов впервые обратился к теме святочных гаданий, используя те впечатления, которые он получил, видя одно из таких гаданий, а также прочитав произведение Василия Жуковского.
Ещё с давних времён девушки всегда гадали на Руси разными способами, надеясь узнать не только свою судьбу, но и, прежде всего, понять, когда же уже они выйдут замуж и кем будет их суженый. Также поступает и героиня картины «Гадающая Светлана». Всё вокруг неё покрыто темнотой, а центральное место на полотне занимает сама Светлана, которая собирается гадать.
Девушка сидит перед красивейшим старинным зеркалом и небольшим столом, которое заботливо покрыто жёлтой вязаной скатертью. Рядом с зеркалом стоит подсвечник из серебра, и в нём горит свеча. Это пламя является единственным освещением в комнате, поэтому везде так загадочно темно. Лицо героини напряжено и печально. Кажется, что девушка даже немного боится. Но ведь гадать всегда страшно, понимая, что это может сбыться.
И вот Светлана начинает вглядываться в зеркало, где можно увидеть лишь только темноту и её приглушённое тёмными бликами отражение. И опять кругом таинственность. Руки девушки покорно лежат на столе. Картинная героиня выглядит просто прекрасно. Девушка надела прекрасное платье и жемчужные бусы, которые она не носит обычно.
На голове героини изумительный кокошник красного цвета. Он сразу же обращает на себя внимание, так как остальные цветовые тона тёмные и мрачные. Видно, что девушка долго готовилась к этому вечеру, так как давно уже мечтает увидеть своего суженого. Но всё-таки, несмотря на страх и мистику, любопытство преодолевает всё.
Если же самому всмотреться в эту репродукцию, то можно тоже почувствовать и таинственность, и загадочность, и даже какое-то напряжение. Кажется, что внутри появляется страх и ожидание чего-то страшного. Тёмная цветовая гамма, использованная живописцем, ещё больше усиливает впечатление от картины. Похоже, что в комнате тепло и уютно, но Брюллов не даёт её описание на холсте.
Но лучше всего на холсте передано эмоциональное состояние девушки, которая скоро может увидеть своё будущее. Это вызывает у неё страх и беспокойство. Автор картины изобразил девушку так, что зритель может заглянуть в душу Светланы, а также почувствовать всю атмосферу, которая царит в таинственной комнате. Художник так умело подбирает цвета, что зритель становится невольным героем этого полотна.
Эмоциональное восприятие
Невероятное впечатление производит картина Брюллова, показывающая, что люди не только верят в реальность, но и пытаются понять и осознать потусторонние миры, которые кажутся такими привлекательными и в то же время они страшат. Известно, что на Руси всегда гадания были связаны с опасностью и тайной. Поэтому необычность и реальность сталкиваются на этом полотне.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!