Тема природы и пейзажная лирика в творчестве Тютчева
Фёдор Иванович прославился благодаря умению тонко передавать краски, звуки и запахи окружающего мира. Благодаря его произведениям читатели могут посмотреть на пейзажи другими глазами. Тема природы в творчестве Тютчева занимает центральное место. Он достиг мастерства в изображении красоты и многообразия всего живого. Каждый стих — олицетворение души автора, который относится ко всем временам года с большой любовью.
Оглавление:
Отношение Тютчева к природе
Русский поэт наделял природу человеческими качествами, очеловечивал её. Он был уверен, что растения, камни и каждая песчинка способны говорить, чувствовать, испытывать боль. Но самое важное, по мнению Тютчева, что человек и природа связаны духовно, но не всем удаётся ощутить это единение. С помощью поэзии Фёдор Иванович пытался донести до людей необходимость быть ближе ко всему живому, учиться понимать язык растений, воспринимать их чувства.
Поэт заявлял, что природа нуждается в защите. Она страдает от потребительской философии, и только жалкие, бедные духом люди видят в окружающем мире источник материальных ценностей, не понимая, что его нужно оберегать и по возможности восполнять.
По мнению Ф. И. Тютчева, природа для человека — родная мать, и нельзя относиться к ней без уважения, чёрство, занимая позицию бездушного потребителя.
Особенности лирики для детей
В стихотворениях, написанных для детей, Тютчев уделяет описанию всего живого очень много внимания. Произведения ценны тем, что в них заложен воспитательный компонент. Поэт учит ребят не только видеть красоту, но и относиться к ней бережно, ответственно, с заботой и любовью. Только такая позиция позволит сполна насладиться красотой мира и не очерстветь душой.
В природной лирике Ф. И. Тютчева, рассчитанной на детей и подростков, тема любви ко всему живому перекликается с чувствами к родине. Поэт пишет кратко, но очень ёмко. Популярные произведения, в которых изображаются родные просторы и явления удивительной красоты:
- «Осенний вечер»;
- «Листья»;
- «Весенняя гроза».
В первом из произведений очень много эпитетов, например:
- «томный, лёгкий шелест»;
- «зловещий блеск»;
- «таинственная прелесть»;
- «тихая лазурь».
Стихотворение недаром включено в школьную программу: строки настолько проникновенны, что способны найти отклик в детских сердцах. В юном возрасте, когда душа открыта всему новому, поэтические строки Тютчева воспринимаются как зеркало, в котором отражается отношение человека к природе.
Смена времён года
Тема природы в лирике Тютчева нередко сопровождается акцентами на смене времён года, и каждое из них поэт показывает во всей красе. Он уверен, что во всех сезонах есть восхитительные черты. Увядание природы, как старение человека, — естественный процесс. Значит, не стоит его бояться, пытаться отсрочить или избежать, тем более что последнее ещё никому не удавалось. Развитие, угасание и обновление природы тесно связаны с человеческой жизнью. У Тютчева это показано с помощью черт характера, присущих людям. Вот с чем сопоставляются времена года:
- осень — с грустью;
- зима — с мудростью;
- лето — с безудержным весельем;
- весна — с надеждами, мечтами.
У стихотворений Ф. И. Тютчева есть одна общая черта: выразительное описание каждой местности. Читая произведения этого автора, можно в деталях представить себе обстановку, «увидеть», какие кусты, деревья и травы растут вокруг, как они освещены, что происходит на небе.
Поэт настолько умело подбирает средства художественной выразительности, что в его стихах можно увидеть яркие цветы, ощутить, каков их аромат, услышать пение птиц.
Весенняя тематика
Описаниям явлений природы, характе́рных для весны, в творчестве Тютчева уделяется больше всего внимания. Пример — «Весенняя гроза». Достаточно ознакомиться с отрывками, чтобы понять, как трепетно поэт относился к периоду пробуждения. Явления, эмоции и состояния, с которыми ассоциирует поэт весну:
- ликование;
- восторг;
- торжество солнца;
- острота ощущений;
- радость;
- улыбки, смех;
- смена старого на новое;
- игривый настрой всего живого.
Гроза, которая случается весной, представляет собой единство противоположностей. С одной стороны — страшное и опасное явление природы, с другой — кардинальные перемены, несущие счастье, раскрытие потенциала, очищение от всего, что стало ненужным. Дождь смывает всё отрицательное, что накопилось за зиму. И люди, и природа могут начать жить в обновлённом состоянии. После весенней грозы в мире воцаряется гармония, и у людей есть возможность поучиться у природы, ощутить прелесть окружающего мира и начать ценить каждый миг.
Работа над сочинением
Когда учащиеся знакомятся с творчеством Тютчева, им приходится писать сочинение, посвящённое отдельным стихотворениям, идеям или литературным приёмам, которые использует поэт. Если есть выбор, можно взять для раскрытия тему природы. Прочитав несколько стихотворений, написанных в разные периоды, школьники смогут проследить, как изменялся общий настрой, какой становилась атмосфера произведений по мере становления поэта как личности и мастера. За основу можно взять такой план:
- краткая биография поэта;
- центральные темы в творчестве;
- проблематика произведения;
- особенности пейзажной лирики;
- черты, характе́рные для детских стихов;
- единение и противопоставление природы и человека;
- анализ одного из стихотворений.
Такая работа заслужит высокую оценку. Перед написанием важно не просто механически прочесть стихи, а постараться погрузиться в них, понять и ощутить состояние поэта. Ведь Тютчев, по сути, выступил посредником между живым миром и обычными людьми, неспособными видеть то, что открывается взгляду художника.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!