Анализ и история поэмы «Песнь о вещем Олеге» Пушкина
Классика русской литературы «Песнь о вещем Олеге» Пушкина, анализ которой ученикам предлагается на школьных уроках, — это не только известная поэма, но и песенное произведение, которое впоследствии было исполнено несколькими исполнителями. Древнерусское предание, посвященное знаменитому племяннику Рюрика, затрагивает острые жизненные темы, написано автором в традициях романтизма — одного из популярных направлений.
Оглавление:
История создания поэмы
Анализ «Песни о вещем Олеге» позволяет сделать вывод, что это не просто сочинение Пушкина, а более кропотливая и творческая деятельность — художественная обработка исторических материалов. Произведение создано в 1822 году, а в его основу легли вполне реальные события, произошедшие в далеком прошлом.
Аналогичных работ, посвященных князю из династии Рюриковичей, в литературе немало. Например, у Кондратия Рылеева существует дума «Олег Вещий», но анализ этих двух шедевров показывает, что между ними есть существенные отличия. Являясь ярым сторонником декабризма, автор положил в основу сюжета своего произведения легендарный поход князя на византийскую столицу — Константинополь. Именно так он хотел отобразить героизм, воинственный дух, свойственный русскому человеку. У Пушкина главной темой поэмы является судьба, неизбежный рок, а у Рылеева — пробуждение патриотизма.
Александр Сергеевич написал свое стихотворение, пребывая в южной ссылке на протяжении почти 6 лет — с 1820 по 1826-й. В последние 2 года он проживал в Михайловском, где находилось родовое имение его семьи. Для русского писателя, оказавшегося в неволе из-за «неправого гоненья», тема судьбы была очень важна, поэтому он и затрагивает ее в своей балладе «Песня о вещем Олеге». Анализ стихотворения литературными критиками и простыми любителями подтверждает особый интерес русского народа к истории отечества и выдающимся личностям.
Основной конфликт произведения завязан на противостояниях:
- человек — судьба;
- свобода — необходимость;
- предсказание — неизбежность.
Обратившись к волхвам, князь Олег узнает о своей предстоящей гибели от собственного коня, но также слышит и предсказание о достижении наивысших успехов. Он решает расстаться с животным в надежде избежать смерти, но судьбу обмануть невозможно.
В произведении Александра Пушкина отображен особый, балладный мир. Написано произведение в легком романтическом стиле. Главной задумкой автора было изображение героя с характерными для него страстями и слабостями, не имеющего возможности противостоять предписаниям свыше, предопределенности рока.
Жанр и композиция
В 1822 году Александр Сергеевич увековечил имя великого князя и воспел его в своем произведении. Когда у него возникла идея написания, он изучил огромное количество эссе и трудов известного историка и литератора Н. М. Карамзина, который пересказал сюжет «Повести временных лет» монаха Нестора. Чтобы доказать, что это баллада, достаточно обратить внимание на характерные признаки:
- в поэме изображается загадочный, таинственный мир;
- в тексте переплетаются эпическая и лирическая составляющие;
- присутствует последовательно развивающийся сюжет (завязка, кульминация, развязка);
- выражаются чувства и переживания героев, авторское отношение к действующим лицам;
- наблюдается сочетание реальности и фантастичности событий;
- лаконичность.
Сам Пушкин не случайно назвал свое творчество «песнью». Этим он намеренно подчеркнул принадлежность произведения устному народному творчеству и единство с ним.
Композиция стихотворения считается классической, так как в нем присутствуют все составляющие элементы. Например, в экспозиции присутствует описание величия князя, автор кратко знакомит читателя с его личностью, представляет фигуру правителя, чтобы вызвать искренние патриотические переживания. В завязке рассказывается о встрече Олега с волхвом. Именно здесь начинается мистика, а поэт акцентирует внимание на бессилие простых смертных перед лицом судьбы.
В дальнейшем развитии сюжет повествует о нескольких годах жизни Олега, его успехах, но при этом и о разлуке с конем, которого он оставил из-за трагического предсказания. Князь раскаивался в своем поступке и считал, что он неверно истолковал гадание.
Как раз в кульминации показывается, что предвестие волхва все же оказалось достоверным. Змея, выползшая из черепа коня, смертельно ужалила Олега. В развязке произведения — смерть главного героя, наступившая в тот момент, когда об опасности он практически и не думал. В эпилоге поэт повествует о бессмертном имени князя, о продолжающейся далее жизни и воинах, вспоминающих прошлое и ратующих о новых победах.
Средства выразительности и поэтическая форма
Текст поэмы написан чередующимся четырех- и трехстопным амфибрахием. Именно этот размер чаще всего используется авторами при написании баллад, в частности, В. Жуковским, к уникальным произведениям которого Пушкин обращался достаточно часто.
В каждой строфе 6 строк, перемешиваются «мужские» и «женские» рифмы, а тексту присуща легкая напевность, мелодичность и неторопливость. Особая интонация чтения подчеркивает главную тему «Песни о вещем Олеге».
В балладе о князе использовано большое количество средств художественной выразительности:
- олицетворения («И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды…», «ковши шумят»);
- метафоры («победой прославлено имя твое»),
- сравнения («кудри белы, «как утренний снег»);
- эпитеты («Вещий Олег», «неразумные хазары», «вдохновенный кудесник»).
Кроме того, стих изобилует антитезами (противопоставлениями). Во-первых, это касается самих героев — смелого, яркого и уверенного князя и скромного, неприметного кудесника, смиренно выполняющего свой земной долг. Во-вторых, в начале и в конце поэт использует схожие эпизоды: князь узнает печальную весть, свое предсказание, делает все, чтобы избежать трагедии, но в завершении эти слова оборачиваются роковой реальностью. Так читатель убеждается в неизбежности судьбы и понимает, почему предначертанные события нельзя предотвратить.
Для более яркого отображения исторической обстановки применяются архаизмы: «песнь», «владыка», «секира», «змия». Устаревшая лексика помогает более глубоко проникнуться древнерусской атмосферой, прочувствовать торжественность момента и отчасти соприкоснуться с мировосприятием далеких предков.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!