Краткое содержание рассказа «Скрипка Ротшильда»
В 1894 году А. П. Чехов написал рассказ «Скрипка Ротшильда». Краткое содержание показывает, что его сюжет наполнен глубокими философскими размышлениями: читая его, можно задуматься о смысле жизни и о необходимости ценить то, что имеешь. Однако главный герой понимает это, когда уже всё потеряно. Рассказ относится к позднему творчеству писателя и несколько отличается от других его произведений глубиной мысли и серьёзностью затрагиваемых вопросов.
Оглавление:
История создания
В конце 1880-х годов в творчестве Чехова наступает переломный период: он ощущает необходимость иметь связь с народом, интересуется общественной жизнью и задумывается над социальными проблемами. По этой причине в 1892 году он приобретает имение в селе Мелихово Серпуховского уезда, куда переезжает вместе с семьёй. Там он помогал местным крестьянам как врач, принимал участие в строительстве школ для крестьянских детей, участвовал в различной общественной деятельности.
Трудовая деревенская жизнь действовала на писателя благотворно. Этот период его творчества исследователи называют «мелиховское сидение». За это время он написал 42 произведения, «Скрипка Ротшильда» — одно из них. Над этим рассказом он работал с середины декабря 1893 года до середины января 1894. В нём автор описывает жизнь простого трудового человека, его бедность, страдания по поводу постоянных убытков, мысли и переживания.
Краткое содержание
Пожилой гробовщик Яков Матвеевич Иванов проживал в маленьком городке, который был даже хуже деревни, людей здесь жило мало, а умирали они редко, поэтому у него почти никогда не было работы. Была у него только старая изба с одной комнатой, где помещались и кровать, и верстак, и гробы, и всё хозяйство. Жил он со своей женой Марфой.
Гробы он делал прочные и качественные. Был у него ещё один талант — он превосходно играл на скрипке. Порой это приносило ему дополнительный доход: в городе на свадьбах играл обычно жидовский оркестр, который иногда приглашал и Якова. Но тот проникался раздражением к жидам, а особенно возненавидел тощего рыжего флейтиста, у которого фамилия была, как у известного миллиардера — Ротшильд. После одного конфликта с ним Якова стали приглашать в оркестр очень редко.
Гробовщик постоянно терпел убытки, подсчитывал их, из-за чего всё время пребывал в дурном настроении. Эти мысли донимали его особенно по ночам, но он клал рядом с собой скрипку: прикосновение к её струнам его успокаивало.
Между тем в мае занемогла Марфа. Поначалу Яков не обратил на это внимания, вновь подсчитывая убытки, но утром повёз её в больницу. Фельдшер Максим Николаич нехотя её принял: по его выражению лица старик понял, что жене уже ничем не поможешь. Вскоре Марфа умерла. Перед смертью лицо у неё было ясное, словно она была рада покинуть наконец эту избу, вечные гробы, мужа…
После похорон Яков и сам почувствовал себя плохо, тосковал по жене, понял, что всё это время относился к ней плохо, ни разу не приласкал, будто она кошка или собака, не стоящая внимания. В это время к нему обратился Ротшильд, позвав в оркестр. Но ему было не до того, поэтому он напустился на еврея с кулаками, тот убежал, да ещё и собака его покусала.
Яков же спустился к речке. Он подумал, что когда-то мог заработать на реке, ловя здесь рыбу или плавая в лодке и играя на скрипке, но упустил и эти шансы. Жизнь он прожил неправильно, но это уже не исправить.
Чувствуя себя всё хуже, он тоже пошёл к фельдшеру, и по его лицу понял, что и сам скоро умрёт. Тоскуя, он сел у своей избы и заиграл на скрипке грустную мелодию. К нему вновь пришёл Ротшильд, который оказался последним человеком, услышавшим прекрасную игру старика. Яков завещал скрипку Ротшильду: с тех пор тот везде стал играть на ней мелодию, услышанную когда-то у избы Якова, и у всех она вызывала восторг и слёзы.
План для пересказа
Это короткое произведение, в которое заложен глубокий философский смысл. Для удобства можно разделить его на несколько частей, составив план для пересказа:
- Безрадостная жизнь гробовщика.
- Игра в оркестре и ненависть к жиду Ротшильду.
- Скрипка — единственное утешение.
- Болезнь Марфы.
- Поездка к фельдшеру.
- Смерть жены.
- Конфликт с Ротшильдом.
- Сожаления о бесцельно прожитой жизни.
- Болезнь и тоска Якова.
- Прекрасная печальная мелодия.
- Исповедь и гибель Якова.
- Скрипка у Ротшильда.
Главные герои
В произведении несколько главных героев, каждый из которых имеет свои особенности, свой характер и судьбу. Их описание и характеристика:
- Яков Матвеевич Иванов — гробовщик, простой бедный мужик. Ему уже 70 лет, но он до сих пор крепкий и сильный. Талантливый мастер, гробы у него получаются прочными и хорошими. Имеет прозвище «Бронза». Превосходно играет на скрипке: она является его душой, по-настоящему приносит ему радость. Яков никогда не бывает в благостном расположении духа: он всё время подсчитывает убытки и страдает от бедной жизни. Он грубоват, суров, равнодушен к жене: за всю жизнь ни разу не приласкал её, не жалел, не дарил подарки, а только кричал, хотя и не бил. Недолюбливает жидов. После смерти жены меняется: все его эмоции и переживания, скрытые глубоко внутри, выливаются в красивую мелодию на скрипке.
- Марфа Иванова — жена Якова, старушка, которой «без года семьдесят лет». Тощая, остроносая, несчастная, после болезни похожа на птицу, которой хочется пить. Каждый день она топила печь, варила, пекла, ходила по воду, рубила дрова, выполняла различные другие дела по хозяйству. Боялась, что муж упрекнёт её в убытках, поэтому лишний раз не ложилась, а постоянно была в трудах. Всякий раз, если её муж приходил со свадеб пьяным, она заботливо вешала его скрипку на стену, укладывала его спать, и всё это с робким благоговейным выражением. Пятьдесят лет назад бог послал ей с Яковом дочку, белокурую девочку, но та умерла. Перед смертью Марфа об этом вспомнила.
- Ротшильд — рыжий тощий жид с целой сетью красных и синих жилок на лице, имеет хрупкую, деликатную фигуру. Флейтист, даже самую весёлую мелодию умудряющийся играть жалобно. Ходит в зелёном сюртуке с тёмными латками. Робкий, очень эмоциональный. Уважает Якова за талант, но не понимает, почему тот относится к нему с такой ненавистью.
- Фельдшер Максим Николаевич — старик с седыми бровями и бакенбардами. Про него все в городе говорят, что он пьёт и дерётся, но всё равно понимает в медицине больше, чем доктор. Довольно-таки равнодушен к пациентам-беднякам.
- Моисей Ильич Шахкес — руководитель оркестра, в котором играют Яков и Ротшильд, лудильщик.
Жанр и композиция
Анализ для читательского дневника позволяет определить, что жанр произведения — рассказ. Для этого имеются все его особенности:
- небольшой объём;
- присутствует ограниченное число действующих лиц;
- имеется одна сюжетная линия, отражающая судьбу главного героя;
- рассматривается несколько важных эпизодов из жизни персонажа.
Направление — реализм, к которому относится и всё творчество Чехова в целом. В произведении рассматривается судьба самого обычного бедного человека.
Рассказ начинается с экспозиции, в которой автор знакомит читателя с главными героями, их образом жизни и характерами. Присутствует также описание места, в котором они живут: «Городок был маленький, хуже деревни», что сразу задаёт тон произведению. Развитие событий начинается после смерти Марфы: главный герой переживает душевный переворот, начинается переосмысление его жизни. Кульминацией становится эпизод, когда разозлённый Яков прогоняет жида, и тот бежит от него по всей деревне. Развязка — слова старика во время исповеди батюшке «Скрипку отдайте Ротшильду».
Основная мысль и идея
Прочитав содержание «Скрипки Ротшильда» на брифли, можно понять, что жизнь главного героя всегда была безрадостной и унылой. В несобственно-прямой речи, передающей мироощущение Якова, около 19 раз повторяется слово «убытки».
Он постоянно думает об убытках, видит их во всём: в праздниках и выходных, в детских гробиках, в Марфе, которая по его настоянию даже пьёт воду вместо чая, ведь так дешевле. Из-за отсутствия денег его душа зачерствела, осталось только чувство тоскливой злобы, и беден он стал не только в материальном плане, но и в духовном.
Яков не понимает, что праздники для людей — это радость, детские смерти — это не только необходимость делать гроб, а ещё и большое горе. Даже после смерти жены он цинично записывает в книжку: «Марфе Ивановой гроб — 2 р. 40 к.».
Лишь после смерти жены он начинает «оттаивать». Он осознаёт, что всё это время жил неправильно, что у него было множество возможностей и жить иначе, и зарабатывать больше и легче, но он упустил эти шансы. Теперь уже ничего не изменить: ему 70 лет, да и смерть близко. К жене он всё это время относился как к предмету мебели, сделав её настолько несчастной, что смерть она встречала с радостью, лишь бы поскорее покинуть серую реальность с бесконечными гробами и суровым мужем.
Таким образом, произведение учит ценить то, что имеешь, использовать все шансы, которые даются жизнью: однажды может стать поздно, и останется только горько сожалеть. Нужно с любовью и вниманием относиться к людям, которые находятся рядом, не обижать их попусту, больше думать о духовном, чем о бесконечных подсчётах денег.
Однако остаётся в Якове что-то, что делает его чувствительным человеком — любовь к его скрипке. В самые тяжёлые времена он успокаивается, если дотронется до её струн. Скрипка в произведении символизирует его душу. Когда в финале он играет на ней, а из его глаз текут слёзы, он полностью избавляется от своей «закостенелости», больше не думает об убытках, а его душа освобождается.
Скрипка очень ценна Якову: ему не жаль умирать, но некому оставить скрипку. Переосмысливая свою жизнь, он понимает также, что все эти годы несправедливо относился к еврею Ротшильду. Если на протяжении всего рассказа он бранит его, то в последней сцене называет «братом». Именно ему он решает завещать и скрипку, и свою последнюю мелодию, которая шла прямиком из его души, выражая всю его боль и сожаления.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!