Краткое содержание и анализ рассказа «Зачем я убил коростеля?»
В 1969 году русский писатель Виктор Астафьев написал рассказ «Зачем я убил коростеля?». Анализ показывает, что эта история затрагивает важные вопросы о месте человека в мире, о гармонии между людьми и природой и о необходимости защищать братьев наших меньших. Не следует идти на поводу у бессмысленной жестокости, ведь некоторые необдуманные поступки могут стать грузом на всю жизнь.
Оглавление:
В 1969 году русский писатель Виктор Астафьев написал рассказ «Зачем я убил коростеля?». Анализ показывает, что эта история затрагивает важные вопросы о месте человека в мире, о гармонии между людьми и природой и о необходимости защищать братьев наших меньших. Не следует идти на поводу у бессмысленной жестокости, ведь некоторые необдуманные поступки могут стать грузом на всю жизнь.
Краткое содержание
Рассказчик вспоминает о событиях, случившихся около сорока лет назад, и пускается в рассуждения о неправильном поступке, который тогда совершил. Он был ещё совсем мальчишкой, ранней осенью возвращавшимся с рыбалки по скошенному лугу. Там, в траве, он увидел птицу, которая сначала притаилась, но, чувствуя на себе чужой взгляд, побежала, неуклюже заваливаясь набок.
Автор сравнивает себя в тот момент с настоящим хищником вроде гончей собаки: убегая от него, ещё больше разожжёшь в нём азарт. Полностью охваченный охотничьей страстью, он догнал птицу и захлестал её сырым удилищем.
Но после этого азарт мальчика прошёл. Он взял в руки бесчувственное тело птицы. Окрас её перьев был желтоватым, со ржавчинкой по бокам, а на спине — будто россыпь темноватых гнилушек. Мальчуган узнал птицу — это был коростель, которого также называли дергачом. Его сородичи отправились на зиму в тёплые края, а у этого не было одной лапки, так как в сенокос он попал под литовку. Поэтому он и бежал так неуклюже.
Мальчик почувствовал сильную жалость к птице и осознал, что загубил её сдуру. Он выкопал ямку в земле, чтобы похоронить её и тем самым хоть немного облегчить свою вину.
С тех пор прошло много лет. Мальчик, выросший в семье охотника, потом сам начал охотиться, но никогда не стрелял без необходимости. Каждое лето он ждал из тёплых краёв коростелей — настоящих вестников лета и сенокоса. Слыша звуки птиц, он надеялся, что среди них есть и голос того, кто прощает несмышлёного мальчишку за ужасный проступок.
Главный герой также узнал, что жизнь коростелей и их дорога в тёплые края и обратно в Россию очень трудны. Они зимуют в Африке, а в апреле начинают путь домой, чтобы там свить гнездо, выкормить потомство, а затем вновь уносить ноги от лютой зимы. Они не привыкли летать, зато быстры в беге, но им всё же приходится дважды перелетать Средиземное море, в результате чего тысячи птиц гибнут при перелёте.
На их пути находится небольшой древний город на юге Франции, где коростель считается священным и даже изображён на городском гербе. День, когда эти птицы входят в город, считается большим праздником.
Рассказчик также добавляет, что за свою жизнь много чего повидал, был на войне, где стреляли в него, и он стрелял, но самой мучительной мыслью для него по-прежнему остаётся вопрос, почему он когда-то в детстве необдуманно загубил коростеля.
План для пересказа
Это произведение невелико по объёму, однако в нём заложены важные мысли. Для удобства его можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа:
- Погоня за птицей.
- Плохой поступок мальчишки.
- Сожаление.
- Тяжёлая жизнь коростелей.
- Священная птица в городке на юге Франции.
- Раскаяние спустя годы.
Характеристика главного героя
Главный герой произведения — рассказчик, от его имени и идёт повествование, текст которого больше напоминает исповедь. В начале рассказа он обычный деревенский паренёк, который ходит на рыбалку. Это сын охотника. Как и многие мальчишки, он не задумывается над своими поступками. Осознание того, что он совершил, приходит к нему лишь тогда, когда он берёт в руки умерщвлённую птичку. Тогда он испытывает целую гамму чувств: жалость, вину, боль.
Спустя сорок лет, во взрослом и сознательном возрасте, рассказчик уже сам охотник, пошедший по стопам отца. При этом он никогда не стреляет понапрасну. Он прошёл войну, в жизни повидал много. Он не оправдывает свой поступок, совершённый в детстве, а, наоборот, порицает его. За эти годы он успел узнать многое об окружающей природе и о жизни коростелей. Но закоренелая вина никогда его не покидает. На своих ошибках он предлагает учиться и читателю.
Жанр, композиция и художественные средства
Жанр произведения — рассказ, поскольку он небольшой по объёму, в нем присутствует ограниченное число действующих лиц, и рассматривается один важный эпизод из жизни главного героя. Направление — реализм. Повествование линейное и динамичное. Композиция произведения:
- Экспозиция: мальчик возвращается с рыбалки.
- Завязка: герой видит в траве птицу.
- Развитие действия: он гонится за ней.
- Кульминация: он убивает птицу.
- Развязка: он хоронит её, выкопав в земле ямку.
Но погребение коростеля всё же не становится окончательной развязкой: этот случай перерастает в мучительное воспоминание, терзающее виной и преследующее рассказчика всю его жизнь. Чувство вины становится центром всего рассказа.
Описанию птицы отведена треть небольшого произведения. После того как герой загубил её, художественные средства, используемые автором, подчёркивают её безжизненность в каждой черте. Преобладают эпитеты: «завядшее бескостное тельце», «мёртвые бесцветные веки». Сказуемые «прищемлены веки», «болталась шейка» также говорят о смерти. Используется приём сравнения: «шейка, будто прихваченный морозом лист». Это усиливает мысль о том, что коростель погибает нелепо и преждевременно, как свежий лист, загубленный морозом.
Кроме того, уменьшительно-ласкательные суффиксы в описании птицы добавляют её образу беззащитности. Читая «Зачем я убил коростеля?» Астафьева, можно испытать жалость к загубленному созданию, какую испытывает и главный герой.
Во время погони за птицей автор сравнивает себя с гончей собакой. Это говорит, что в тот момент он утратил всё человеческое, оно уступило место животным охотничьим инстинктам.
Использование восклицательных предложений «Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит!» в полной мере передаёт радость рассказчика от возвращения коростелей в родные края. Он говорит, что когда они прилетают, начинается лето, а значит, всё в порядке. Но хоть он и успокаивает себя таким образом, на самом деле в его душе не всё в порядке: его продолжает терзать мучительная вина.
Основная мысль и проблематика
Произведение учит внимательно относиться ко всему живому: к животным, птицам, насекомым и даже растениям. Порой человек может просто так сорвать красивый цветок, а затем выбросить его на дорогу, не подумав, что он мог бы продолжать расти и цвести. Ситуация же с загубленным коростелем ещё более трагичная. Мальчик, охваченный игрой и азартом, в полной мере осознаёт это, когда держит в руках мёртвое тельце птички.
Тогда мир будто останавливается, а в душе мальчика незаметно что-то меняется. Возможно, если бы этого происшествия не случилось, он вырос бы более жестоким охотником и уж точно не стал интересоваться дикой природой и жизнью коростелей. Однако эта ситуация многому его научила, преподав суровый урок на всю жизнь.
Бессмысленность детского поступка ещё более отчётливо видна на фоне рассказа о том, что в небольшом старинном городе на юге Франции коростель считается священной птицей. Там он изображён на гербе города, люди с уважением и почтительностью относятся к этой маленькой, но самоотверженной птичке. Если бы мальчик жил там в давние годы, за убийство этой птицы его приговорили бы к смертной казни.
Однако он живёт далеко от Франции и сам мысленно казнит себя за совершённый поступок каждый раз, когда слышит скрип коростеля за речкой. Даже ужасы войны, на которой он побывал, меркнут перед мучительным детским воспоминанием.
Дети изучают и анализируют этот рассказ в школе. Для сочинения на ЕГЭ по произведению можно выделить следующие темы и проблемы:
- необходимость оберегать братьев наших меньших;
- проблемы бессмысленной детской жестокости;
- детские впечатления и их влияние на становление личности;
- вопросы совести;
- чувство ответственности за каждый совершённый поступок;
- ошибки детства и необходимость отвечать за них, став взрослым.
В названии произведения звучит вопрос, ответить на который автор не может всю жизнь. Возможно, он много раз думал, что хотел бы вернуться в тот роковой момент и не убивать птицу, но это невозможно: коростеля не вернёшь. Остаётся только надеяться на прощение, которое рассказчик и пытается услышать в звуках коростелей, возвращающихся из тёплых краёв. В конце произведения настойчиво повторяется тот же вопрос, в который автор вкладывает всю свою боль и раскаяние.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!