Описание картины Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «За туалетом»
Зинаида Серебрякова — одна из известнейших российских художниц. Несмотря на быт, мать двух дочерей и сыновей умела изобразить обыденность легкой, непринужденной, красивой и красочной. Но лишь одна работа в XX столетии смогла настолько покорить ценителей искусства, что попала на петербургскую выставку и в Третьяковскую галерею. Описание картины Серебряковой «За туалетом» позволит понять, почему автопортрету уделено столько внимания.
Оглавление:
Композиционная основа портрета
Композиция представляет собой автопортрет Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «За туалетом», которая спокойно расчесывает свои волосы гребешком и прихорашивается перед выходом из дома. Особенность картины заключается в создании эффекта присутствия, словно обозреватель сам находится в комнате и наблюдает за женщиной в зеркальном отражении. К прочим характерным композиционным особенностям стоит отнести:
- молодость и юность художницы, отражающейся в зеркале;
- отзеркаливание свечи;
- видение рамы предмета интерьера для реалистичности;
- естественность позы;
- непринужденность обстановки.
Из-за всех этих словесных и красноречивых художественных приемов автор полотна позволяет взглянуть на себя его же глазами. На картине наблюдатель видит юную девушку, расчесывающую густые волосы, которая, кажется, вот-вот улыбнется ему или делает свои обычные дела, напевая песню.
Сложно описать словами, какого эффекта художнице удалось добиться. Но создается четкое осознание присутствия при простых обыденных вещах, наполненных теплотой и жизнелюбием.
Предметное рассмотрение картины
На автопортрете Серебрякова изображена в легком летнем платье или ночной рубашке, будто она приводит себя в порядок сразу после утреннего пробуждения. На передний план выходят следующие туалетные принадлежности:
- флаконы с парфюмами желтого и зеленого цвета;
- синяя подушка, утыканная шпильками для головных уборов;
- шкатулка с бусами и другими украшениями;
- всевозможные атласные и кружевные ленты;
- салфетки.
Поистине девичий набор, который можно увидеть на туалетном столике каждой представительницы прекрасного пола. Девушка молода и хочет подчеркнуть свою юность, красоту, игривость соответствующими украшениями. Сам автопортрет выполнен в теплых тонах, подчеркивающих молодость Зинаиды.
В каждом элементе прослеживается любовь к повседневным мелочам. Задний же фон выполнен в приглушенных холодных тонах. Позади прихорашивающейся девушки можно увидеть тазик и кувшин для умывания. Условно напрашивается вывод, что портрет стал отражением внутреннего мира художницы.
История написания полотна
Автопортрет «За туалетом» Серебрякова написала в 1909 году, презентация картины состоялась в том же году. Тогда художнице было всего 25 лет. На тот момент Зинаида Евгеньевна проживала в небольшом селении Нескучное Курской губернии (сейчас территория Харьковской области). При написании картин художница всегда параллельно вела своеобразный дневник в виде писем. О том времени автор полотна говорила, что зима в 1909 году пришла рано, покрыв все земли снегом, нанесенным сильной пургой.
Именно такая погода вдохновила Серебрякову на написание картины. Ведь на улице было так холодно, а в доме всегда уютно, тепло, атмосферно. Тогда девушка принялась за рисование.
Отзывы искусствоведов об автопортрете
Многие искусствоведы положительно отзывались о портретном изображении Зинаиды Серебряковой. Художница хотела показать себя легкой, уютной, по-детски игривой. По словам экспертов, ей это действительно удалось. Известный искусствовед Савинов говорил, что в портрет полностью лишен манерности и надуманности. Что, собственно, было присуще живописи XX столетия. Зинаида выглядит искренней, завораживающе красивой и нежной, вызывая улыбку и радость жизни.
Искусствовед Сарабьянов утверждал, что Серебрякова поистине талантлива. В произведении его впечатлила привлекательность девушки, насколько точно переданы ее черты лица и поведение в домашней обстановке. Все это дополняется гармоничной простой обстановкой и ясностью картины.
Художник и критик Александр Бенуа был настоящим фанатом творчества Серебряковой. Он писал о ней множество статей, лестно отзываясь о работах. Что касается портрета «За туалетом», он говорил, что тот стал истинным даром, заставляющим улыбаться во весь рот. Картина выглядит легкой, непринужденной, непосредственной, темпераментной, звонкой и молодящей.
Искусствовед Валентина Князева говорила об автопортрете, что тот стал для художницы программным, словно он изображает идеального гармоничного человека. При написании Зинаидой использовались традиционные технологии искусства прошлых столетий, которые она успешно с годами развила.
Несколько интересных фактов о произведении
Полотно имеет размеры 75 на 65 сантиметров. О картине мир вовсе мог нем узнать, если бы решающую роль в ее демонстрации не сыграл брат художницы — Евгений Лансере. Именно он предложил отправить изображение на седьмую выставку Союза русских художников, что проходила в Санкт-Петербурге. Критики и простая публика восприняли картину хорошо.
Но это далеко не все интересные факты, связанные с историей портрета. К числу таковых стоит отнести следующие сведения:
- Сразу после выставки картина, покорившая художника Валентина Серова, критика Александра Бенуа и других экспертов, была куплена Третьяковской галереей.
- По своему совершенству и известности полотно «За туалетом» может сравниться лишь с такими полотнами художницы, как «Жатва», «Баня», «Беление холста».
- При работе над произведением Серебрякова использовала белила, превосходно отражающие свет.
- В качестве художественного обрамления используется отражение зеркальной рамы, что усиливает эффект присутствия и глубины пространства.
- При написании использовалась многослойная (многосеансная) техника. Это позволило Зинаиде четко смоделировать формы предметов и проработать детали.
Во время написания картины супруг художницы находился в командировке. Именно поэтому она решила остановиться в его фамильном имении на сельском хуторе. Так как зима пришла рано, маленький, хорошо протапливаемый дом стал отличным вариантом для комфортного проживания.
Примечательно, что на выставке в Петербурге было представлено 14 работ художницы. Но лишь «За туалетом» была удостоена такого повышенного внимания, словесных похвал. Наверное, поэтому во время уроков по обществознанию в 6−7 классе школе преподаватели уделяют особое внимание этой работе Серебряковой, давая возможность школьникам написать сочинение, наполненное своими размышлениями и гипотезами.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!