Сочинение по картине Бубнова «Утро на Куликовом поле»
«Утро на Куликовом поле» — известная картина художника Александра Павловича Бубнова. Она была написана в 1945—1947 гг. Полотно находится в Третьяковской галерее в Москве. Оно создано на холсте маслом. Написание сочинения по картине «Утро на Куликовом поле» требует от учеников знания истории Руси XIV века. На полотне Бубнова изображено начало знаменитой битвы между русскими и ордынцами, состоявшейся в 1380 году.
Оглавление:
История создания произведения
Бубнов написал картину, когда шла Вторая мировая война. Тогда люди по-новому ощутили связь времен. Исторические события, связанные с отстаиванием страной своей независимости, приобрели новое звучание. Советская живопись обогатилась рядом полотен, связанных с русской историей.
«Утро на Куликовом поле» — главное произведение Бубнова. Художник смог воплотить яркие, сильные и героические образы. На создание картины автора вдохновили подвиги русских воинов, освободивших страну от ига.
Написание полотна требовало погружения в древнюю жизнь и знания исторических деталей, поэтому художник тщательно изучил труды по истории, литературные памятники, произведения устного народного творчества, касающиеся Куликовской битвы.
Ему пришлось тщательно познакомиться с бытом Руси XIV века:
- одеждой;
- снаряжением воинов;
- особенностями внешности русских людей того времени.
Бубнов ходил по московским базарам, разыскивая натурщиков, и с трудом уговаривал внешне подходящих людей позировать — во время войны многим было не до искусства. Некоторых героев художник списывал с заволжских рыбаков, а одного из персонажей срисовал с саратовского скульптора Кибальникова. Реквизит (одежду, оружие) мастер покупал или делал сам.
Долгое и тщательное изучение по книгам и музеям предметов старины, распространенных в то время, а также дотошные жизненные наблюдения сделали художественное творение достоверным отражением своей эпохи. Заткнутые за пояс рукавицы, овчинная безрукавка и другие характерные мелкие детали делают персонажей картины на поле Куликовом очень реалистичными.
Описание картины
На полотне художник показывает не саму битву, а ее ожидание. В фокусе оказалась маленькая часть русского войска, его первые ряды. Отдаленные фигуры скрыты туманом. Это достоверная деталь. Действительно, в день битвы на Куликовом поле утро была туманное. Историческое событие произошло в 1380 году 8 сентября. На картине видно, что сейчас ранняя осень. Воины стоят, скрытые выше колен начинающей желтеть луговой травой. Белесый налет на растительности и туман создают впечатление легкой утренней прохлады, характерной для конца лета.
Воинство стоит в напряжении. Люди смотрят вперед, ожидая атаки или команды к наступлению. Их статичность обманчива. Воины готовы к стремительному движению. Один проверяет тетиву лука, другой поднимает щит, третий приготовил большой топор. Все готовы немедленно пустить оружие в ход и смотрят вперед — на врага.
Их устремленность подчеркивается жестом князя Дмитрия Донского, направившего меч. Он показывает, где находится враг.
Князь не является центральной фигурой. Он находится несколько поодаль. Картина Бубнова «На поле Куликовом» изображает Дмитрия сидящим в полном боевом облачении на белом коне. Над ним развевается стяг с изображением Спаса Нерукотворного.
На полотно попало всего несколько метров фронта русского войска. Некоторые фигуры обрезаны рамой с обеих сторон. В центре внимания находятся три воина, вооруженных копьями, щитами и топорами. Люди одеты в кольчуги, под ними длинные светлые рубахи. На головах надеты кованые шлемы и кожаные шапки. За центральными фигурами стоит основная масса. Вверх устремляется целый лес стягов и копий.
Композиция картины Бубнова «Утро на Куликовом поле» подчеркивает сплоченность русской рати. Фигуры мощные, как будто выросшие из-под земли, они покрыты почти по пояс густой травой. Видно, что людей не отбросить назад. Они крепко стоят на своей земле, но эта огромная мощная лавина вот-вот двинется вперед. Неотвратимость движения войска, готовность к битве, устремленность видны в фигурах всех воинов.
Роль простых людей
Бубнов вывел на передний план обычных и никому не известных людей, подчеркивая, что главные герои битвы — не князь Дмитрий Донской, не бояре, а ратники, готовые защитить свою землю. Видно, что русский народ силен и жаждет победы. Каждый воин серьезно настроен на бой, к которому русские долго готовились и теперь дождались своего часа.
Ни шагу назад — об этом настрое говорит каждая деталь композиции. Молодые, взрослые и пожилые мужчины вооружились всем, что было в их распоряжении. Кто-то держит настоящее боевое оружие:
- мечи;
- копья;
- луки.
У других есть только топоры и ножи. Эта деталь говорит, что на бой вышли все мужчины — княжеские дружинники и обычные люди (крестьяне, кузнецы, мастеровые).
Один из воинов держит икону, подняв ее над своей головой. Деталь говорит, что русские надеются не только на силу оружия, но и на чудо. Это православный народ, верящий в Божью помощь, но люди готовы приложить собственные силы и добиться победы.
Ни на одном лице нет и следа страха. Все давно устали от татаро-монгольского ига и готовы отстоять свою свободу даже ценой жизни. Люди верят в себя. Они с усмешкой и ненавистью приглядываются к татарской рати, которой не видно на картине, но ее присутствие остро ощущается по направлению взглядов, напряженности поз и указывающему движению Дмитрия Донского.
Пройдет несколько минут. Сойдутся в схватке Александр Пересвет с Челубеем. Затем, как известно из знаменитой «Задонщины», прозвучат трубы и наступит «сеча злая», в которой «кровь будет литься, как вода». Погибнет бесчисленное множество людей с обеих сторон. Но эти жертвы не окажутся напрасными. Куликовская битва станет поворотным этапом развития русской нации, сплотившим ее и избавившим от татаро-монгольского ига.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!