Анализ стихотворения Тютчева «Не то, что мните вы, природа»
У Фёдора Ивановича Тютчева была удивительная способность тонко чувствовать природу. Он воспринимал её как живое существо, обладающее душой, способностью испытывать боль, любить и говорить. Животным и растениям посвящены многие произведения поэта.
Оглавление:
Некоторые из них изучают в старших классах, а анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» учащиеся выполняют в начальной школе в рамках внеклассного чтения.
История создания
Поэтические строки, воспевающие природу, были написаны в 1836 году, когда считалось, что всё живое подвластно воле творца. В стихотворении Тютчева «Не то, что мните вы, природа» содержатся крамольные для того времени высказывания. Некоторые строфы были вырезаны по требованию контролирующих органов, и в варианте, который дошёл до современников, их нет.
Русский поэт и журналист Н. Сушков хотел восстановить исходный вариант стиха и обратился к Тютчеву с просьбой помочь, но тот ответил, что не помнит, каково было содержание недостающих строф. Не исключено, что он сделал это, чтобы не навлечь неприятностей на себя и приятеля.
По версии литературоведов, изучающих творчество Тютчева, на создание произведения его вдохновил стих Батюшкова, в котором он восхищается «дикостью лесов».
Поэтические строки впервые были опубликованы в 1836 году в периодическом издании «Современник».
Тема произведения
В литературных произведениях разных времён и народов природа воспевается очень часто.
Она изображается поэтами и писателями как живое существо, обладающее душой, разумом, способностью испытывать страдание и любовь.
Именно так выглядит природа в стихотворениях Тютчева.
В одном произведении он даже называет её сфинксом.
Есть и другие стихи, проникнутые безмерной любовью к природе, например:
- «Снежок»;
- «Альпы»;
- «Первый лист»;
- «Ещё земли печален вид»;
- «Как весел грохот летних бурь».
Фёдор Иванович противопоставляет растительный и животный мир, способный тонко чувствовать, людям, не умеющим ни видеть, ни слышать. Повествование ведётся от лица рассказчика — лирического героя. Сначала он обращается к читателям и уверяет их, что их представление о природе основано на заблуждении. Люди считают зелёный мир бесчувственным и бездушным, а на самом деле он способен любить, говорить и слышать.
Сила мироздания в том, что оно не зависит от человека и способно развиваться без его участия. Любое вмешательство извне чуждо естественному миру, для него это не благо, а зло. Строфы, следующие за изъятыми, начинаются словами «они не видят», «не слышат». Но к кому это было обращено, можно только догадываться. Очевидно, это люди, которые равнодушны к природе.
По мнению поэта, те, кому чужд окружающий мир, живут в темноте. Они многого не видят, не слышат. В море, лесах, полях, есть жизнь, но увидеть и услышать её удаётся немногим. Со своей стороны природа, видя пренебрежительное отношение, замыкается и не хочет раскрывать секретов любопытным. Только тот, кто открывает перед ней душу, получает доступ к самым сокровенным тайнам.
Автор даёт понять, люди, что люди, бесчувственные к голосу природы, изначально останутся глухими, даже если к ним будет обращаться собственная мать.
Композиция и жанр
Краткий анализ показывает, что композиционно стихотворение делится на 2 части. Сначала автор повествует о своём ви́дении природы, рассказывает, что у неё есть язык и душа. Затем он переходит к размышлениям о тех, кто душевно глух и слеп, поэтому не может увидеть красоты природных явлений и услышать, о чём говорит всё живое.
В первоначальном варианте стихотворения было 8 катренов, затем их осталось 6, потому что 2 автор убрал по требованию цензуры. Из-за этого смысл оказался искажённым. Чтобы показать, что стихотворение неполное, при публикации вырезанные катрены заменяют точками.
Жанр, выбранный Тутчевым, — элегия. На это указывают философские размышления о вечном. Тема произведения актуальна во все времена: философы всегда задавались вопросами, как появилось всё сущее, обладают ли растения и животные душой. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.
Схема рифмовки — перекрёстная, рифмы — мужские и женские.
Средства выразительности
Создать целостный образ природы и передать главную идею поэт сумел благодаря умелому применению нескольких инструментов. Прежде чем писать сочинение по этому стихотворению, стоит ознакомиться с ним в формате аудио, чтобы полнее ощутить красоту строк. Тютчев использовал такие средства выразительности:
- Сравнение. «В сём мире, как впотьмах».
- Метафоры. «Леса не говорили», «весна в груди их не цвела», «лучи к ним в душу не сходили», «не слепок, не бездушный лик».
- Эпитеты. «Беседа дружеская», «языки неземные», «родимое чрево».
Для привлечения внимания используются интонационные переходы, ударения в нужных местах. Автор то спокойно повествует, то восклицает, то обращается к слушателям с риторическими вопросами.
Расстановке акцентов способствуют незаконченные синтаксические конструкции. В последнем катрене восклицательные предложения идут одно за другим, и это усиливает эффект.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!