История и анализ стихотворения «На заре ты ее не буди» А. Фета
Яркий представитель школы литературного романтизма — великий русский поэт А. Фет. Его произведения наполнены нежностью, в них присутствуют трогательные образы, а тексты поражают читателя до глубины души. Одно из самых известных примеров его творчества стихотворение «На заре ты ее не буди». Анализ красивых лирических строк позволяет сделать вывод о том, что посвятил его автор своей возлюбленной.
Оглавление:
История создания
Многие литературные критики расходятся во мнении относительно того, кому посвящено произведение «На заре ты ее не буди». Автор изображает безмятежно спящую девушку, любуясь ее обликом. Кто-то утверждает, что главная героиня — это любимая женщина Афанасия Афанасьевича, к которой он испытывал нежные и трепетные чувства, Мария Лазич. Однако другие опровергают эту версию, объясняя тем, что поэт познакомился с девушкой спустя несколько лет после выхода этих строк.
С лирическим стихотворением читатели познакомились впервые в 1842 году. Причиной его написания стал визит автора к близким друзьям, где от сердечной недостаточности умирала маленькая девочка, дочь хозяев. Не в силах помочь ребенку, родители с тревогой наблюдали за каждым вздохом малышки, которая, спасаясь от мучительных болей, часто спала. Именно ее просит не будить поэт в своих строках, обращаясь к горюющей матери, которая старалась как можно больше побыть с девочкой.
Несмотря на то что главной темой произведения стала смерть, Афанасий Афанасьевич сумел преподнести эту картину очень трогательно, с трепетом и любовью. При прочтении стиха в душу закрадывается щемящая, безудержная тоска. Очевидно желание автора не просто передать то, что испытывал он сам в этот момент, но и приобщить читателя к переживаниям. Яркие образы, созданные в грустных лирических строках, заставляют глубоко прочувствовать горечь ситуации.
В 1842 году творчество Фета было опубликовано в литературном журнале «Москвитянин». Стихотворение относится к раннему периоду его жизни, а потому, как отмечают критики, для произведений характерны:
- безмятежность;
- легкий слог;
- безоблачность.
Более сложный этап у автора начинается после 1849 года, в написанных им строках чувствуется тяжесть и мрачность, больше печали и тоски. Любовью всей жизни Фета стала Мария Лазич, без которой он не представлял своего существования и буквально боготворил девушку. Однако с ней произошло несчастье, она не смогла спастись при страшном пожаре и погибла. Все оставшиеся дни Афанасий Афанасьевич корил себя за то, что не оказался с ней рядом в трудную минуту и не смог спасти ей жизнь.
Тема смерти достаточно часто появляется в творчестве поэта. В 14 лет он перенес смерть отца, затем гибель маленькой дочери друзей и своей возлюбленной. Все это отразилось на его лирике.
Основная идея
В анализируемом стихотворении в центре находится лирический образ девочки, именно она является главным героем, а ее образ передает тоску и безвыходность ситуации. Испуганно упрашивая не будить малышку, автор будто боится нарушить ее безмятежный сон, спугнуть с ее щек утро. Тяжелое состояние он подчеркивает словами «и горяч утомительный сон», дополняя портрет многочисленными деталями:
- «косы-ленты с обеих сторон»;
- черные волосы;
- «ярко пышет на ямках ланит».
Только когда наступает рассвет, в окно заглядывает заря, девочке удается немного отдохнуть и поспать, хотя и сон ее тревожен и утомителен. Автор призывает не нарушать эту безмятежность, так как ночью наблюдал за ней и видел, что малышка долго не спала. Любуясь у окна луной на темном небе, она наслаждалась трелями соловья, как будто понимая, что скоро покинет этот мир.
Картинку, описанную поэтом в произведении, и главную тему «На заре ты ее не буди» композитор А. Е. Варламов положил на музыку, в результате чего получился волнительный и трепетный романс.
Композиция и жанр
Стихотворение написано в жанре элегии, оно пропитано грустными мотивами и сожалениями. Фет затрагивает довольно экзистенциальный вопрос, очень острую проблему, ведет повествование в форме монолога. При этом он использует трехстопный анапест и перекрестную рифмовку.
Структуру образуют пять катренов (четверостиший), а по смыслу текст условно разделен на две части. В первой ведется описание маленькой спящей героини, а во второй автор повествует о том, как она наблюдала за луной в ночном небе до самого рассвета.
Композицию произведения можно назвать кольцевой, так как в заключительной части повторяется строка из начала.
Особенно ярко передать образ маленькой героини писателю удалось при помощи средств выразительности:
- метафор («сладко так спит», «бегут на плеча косы», «утро дышит у ней на груди»);
- эпитетов («горяч утомительный сон», «подушка ее горяча»);
- контрастные противопоставления («ярче становилась луна», «громче свистал соловей — бледней становилась она»).
Немаловажную роль при передаче образов и настроения читателю сыграла интонация. Душевные переживания и боль А. Фет усиливает оборванным синтаксическими конструкциями и восклицаниями.
1 Комментарий