История создания пьесы «Гроза»: краткое содержание произведения
«Гроза» А. Н. Островского — произведение, приковывающее к себе внимание интересными событиями и непростой проблематикой. Оно было написано в 1859 году в преддверии социальных реформ. История создания пьесы «Гроза» тесно связана с общественно-политической ситуацией в России в 50−60-е года XIX века. Творчество писателя пришлось ко времени, так как в этот период обличительная литература пользовалась популярностью.
Оглавление:
Версии истории создания пьесы
Александр Островский — один из самых крупных деятелей XIX века. Его вклад в развитие русского театра огромен. Он внёс кое-какие изменения в постановке пьес:
- стал показывать простых людей и типовые житейские ситуации;
- ввёл четвёртую сцену, которая позволила отделить зрителей от актёров и сфокусироваться на условности происходящего;
- перестал акцентировать внимание только на одном персонаже.
Автор приступил к написанию произведения летом 1859 года, а завершил свою работу в середине осени.
История создания драмы «Гроза» отнюдь не сводится только к сочинению текста. Перед тем как написать свою драму, Островский поучаствовал в этнографической экспедиции, которая была организована с целью исследования традиций и нравов коренных россиян. Александр Николаевич записывал в дневник свои наблюдения. Герои пьесы впоследствии и были созданы на базе этих заметок.
История создания «Грозы» Островского имеет разные версии. На протяжении длительного времени бытовала гипотеза, что сюжет был взят из реальной жизни. В Костроме проживала девушка, которую звали Александра Клыкова, она утопилась, не выдержав претензий свекрови.
В процессе следствия выяснилось, что семейная обстановка была довольно напряжённой. Мать супруга всё время издевалась над невесткой, а муж был настолько слабохарактерным, что не мог заступиться за любимую. Также выдвигалось предположение, что девушка покончила жизнь самоубийством из-за неудачных любовных отношений с другим мужчиной.
Буквальные совпадения
В Костроме произведение было издано отдельной книгой. Во время постановки актёры стремились быть похожими на Клыковых, а жители города даже показывали, откуда именно сбросилась несчастная. Дата премьеры пьесы — 16 ноября 1859 года.
Краевед Виноградов нашёл в тексте несколько важных совпадений:
- Александре и Екатерине (так зовут главную героиню) было 19 лет;
- обе были вынуждены терпеть придирки свекровей;
- ни у той, ни у той не было детей;
- Александра встречалась с другим человеком, а Екатерина любила Мужчину по имени Борис.
Так, на протяжении длительного времени люди считали, что «Гроза» — это лишь случай из жизни, отражённый в пьесе. Через какое-то время эту версию опровергли. После сопоставления дат стало ясно, что у девушек совершенно разная биография. Екатерина утопилась в ноябре, а пьеса попала в печать примерно за месяц до этого. Иными словами, автор не мог написать о том, чего ещё не произошло в реальности. Как бы ни было, творческая история пьесы менее любопытной не становится.
Есть предположение, что писатель, будучи неглупым человеком, сумел предсказать, как сложится жизнь девушки в типичных условиях, характерных для того времени. Очень вероятно, что Александра, так же как и главная героиня пьесы, страдала от невыносимости жизни, о которой повествуется в пьесе. Имеются в виду изжившие себя устои и необратимость ситуации в семье.
Впрочем, возможно, Александра решила броситься в реку по причине бытовых трудностей, а не из-за личностного конфликта, как у героини пьесы. Её самым реальным прототипом является актриса театра Косицкая Любовь Павловна. Именно она и сыграла эту роль. У автора пьесы, так же как и у этой женщины, была семья, из-за этого они не смогли развить свои отношения.
Любовь Павловна появилась на свет в Поволжье, но в возрасте 16 лет ушла из дома. Существует мнение, что сон Катерины — это ночное видение Косицкой, которое она запомнила и записала. Как и главная героиня, Любовь Павловна была верующей и серьёзно относилась к религии.
Таким образом, история создания пьесы довольно любопытна: есть и легенды, и драма несложившихся отношений. Это история о нарастании конфликта в социуме. В то время уже были люди, желающие поменять старые порядки, однако так называемое домостроевское общество отказывалось следовать этим стереотипам. Островский отразил подобное противостояние в своём произведении.
Краткое содержание
Уже в начале постановки зритель узнаёт, где происходит действие пьесы «Гроза». Это вымышленный город Калинов, находящийся на берегу Волги. Здешние жители привыкли к тирании, лжи, лицемерию и невежеству. Немного людей проявляли стремление к улучшению своей жизни, среди них:
- Катерина Кабанова;
- Борис;
- Кулигин.
Главная героиня — жена слабохарактерного Тихона. Злая свекровь постоянно третирует бедную невестку. Она требует от членов семьи соблюдения строгих порядков, поэтому её никто не любит. Когда Тихон уезжает по делам, его жена в это время встречается с мужчиной по имени Борис. Он приехал из другого города к своему родственнику, человеку очень крутого нрава.
Когда возвращается супруг Катерины, она прекращает встречаться со своим поклонником, так как верит в Бога и боится, что он может её наказать. В итоге девушка сама признаётся мужу в измене. После этого свекровь наседает на неё ещё больше. Дядя посылает Бориса в Сибирь, он прощается с Катериной.
Девушка на грани, она больше не в силах жить в тирании. Так, она решает покончить жизнь самоубийством и бросается в реку. Её супруг обвиняет мать в смерти жены. Он понимает, что она решилась на этот ужасный шаг из-за её плохого отношения.
Особенности композиционного построения
В начале пьесы автор описывает Калинов, представляющий собой собирательный образ всей России того периода. Пейзаж волжских просторов контрастирует с мрачной, унылой и затхлой атмосферой, которая подчёркивается необразованностью и неразвитостью жителей. Писатель дал характеристику общему состоянию жизни в городе как бы перед грозой, когда старый уклад пошатнётся, а новые веяния унесут долой отжившие себя предрассудки порывом бешеного ветра.
Период, описываемый в произведении, находится в том состоянии, когда внешне всё кажется спокойным, однако в действительности это лишь затишье перед бурей.
Что касается жанровой направленности, то пьесу следует трактовать как трагедию или же социально-бытовую драму, для которой характерно подробное описание быта, выравнивание характеров. Внимание читающего должно распределяться между всеми персонажами. Когда же пьеса трактуется как трагедия, то предполагается её углублённый смысл.
Если считать, что главная героиня умерла вследствие сложной ситуации со свекровью, то выходит, что она является жертвой конфликта в семье. Тогда действие, которое разворачивается в пьесе, кажется мелковатым для настоящей трагедии. Однако если расценивать гибель Катерины как противостояние более прогрессивного времени с отжившими себя устоями, то её решение уйти из жизни, скорее, воспринимается как геройский поступок, что свойственно именно трагическому повествованию.
Обречённость старых устоев
Островский создал из социально-бытовой драмы о жизни купцов реальную трагедию, где он посредством любовно-бытового конфликта продемонстрировал наступление эпохального перелома, который происходит в человеческом сознании. Народ начинает осознавать чувство собственного достоинства, люди уже совершенно по-другому относятся к жизни, хотят быть режиссёрами своих судеб и открыто заявлять о потребностях.
Конечно, это желание противоречит действующему патриархальному укладу. Так, судьба погибшей девушки олицетворяет исторический смысл, который отражает состояние сознания народа на переломном эпохальном стыке. Талантливый драматург своевременно заметил обречённость старых порядков и, написав свою пьесу, буквально открыл современникам глаза на то, что происходит рядом с ними.
Если необходимо подготовиться к уроку литературы, написать сочинение или пересказ, а времени в обрез, лучше всего ознакомиться с укороченной версией, которую можно найти на различных интернет-ресурсах, в том числе в Википедии. Там кратко описаны основные события.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!