Принципат в эпоху Древнего Рима: определение и характерные черты
Под принципатом в Древнем Риме принято понимать специальную форму государственного правления, сочетающую республиканские и монархические черты. Такой режим свойственен ранней империи (27 г. до н. э.—258 г. н. э). Обладатели власти в Древнем Риме назывались принцепсами, что в переводе означает «первые среди равных». Получить такой титул можно было как по факту рождения, так и за различные заслуги для империи.
Оглавление:
Под принципатом в Древнем Риме принято понимать специальную форму государственного правления, сочетающую республиканские и монархические черты. Такой режим свойственен ранней империи (27 г. до н. э.—258 г. н. э). Обладатели власти в Древнем Риме назывались принцепсами, что в переводе означает «первые среди равных». Получить такой титул можно было как по факту рождения, так и за различные заслуги для империи.
Предпосылки для появления принципата
В III—I вв. до нашей эры Рим переживал времена своего расцвета, а затем длительный кризис и упадок. Отмечались глубочайшие преобразования в различных сферах жизни, соответственно, было создано совершенно новое государство со своими особыми формами правления. В это время Древний Рим стал одной из передовых стран не только в Европе, но и во всём мире. Многочисленные победоносные кампании привели к появлению огромного числа рабов и расширению территории, что способствовало бурному развитию экономики.
В условиях огромной империи республиканская форма правления перестала отвечать потребностям державы, что ставило под угрозу само существование Рима, поэтому понадобились другие формы общественного контроля и управления государством. Всё это и привело к появлению понятия принципата, который сочетал элементы монархии, демократической и республиканской власти. При этом на протяжении нескольких веков менялись формы правления, первоначально преобладали элементы демократии, а в последующем отмечался переход к полному абсолютизму.
Государственный строй
Решить накопившиеся государственные проблемы, основной причиной которых являлось увеличение территории Древнего Рима, удалось лишь после появления политической системы принципата. Если сегодня отмечается тенденция, когда от абсолютной формы власти переходят к республиканской и демократической, то в прошлом на территории Апеннинского полуострова отмечались диаметрально противоположные тенденции. Изначально Рим по определению и своим характеристикам являлся республикой с сенатом, затем вся власть перешла к принцепсам-императорам.
Если кратко, то закладываться принципат стал в Риме при императоре Августе Октавиане. Великий полководец смог стать главой огромной империи, при этом он понимал, что исключительно демократическими и республиканскими методами удержать такую территорию будет попросту невозможно. Именно при Августе Октавиане через сенат были проведены схемы законопроектов, которые существенно расширили власть императора-принцепса. Для принципата характерны следующие черты республиканского режима:
- активная работа магистратуры;
- избрание ораторов, народных трибунов и консулов;
- заседание сената;
- возможность созыва народных собраний.
Работа республиканских учреждений была формальной, а членов сената часто подкупали или же применяли к ним физическое насилие, что и обеспечивало принятие нужных законов. Полный контроль над страной переходил к принцепсам, сосредоточившим в своих руках военную, гражданскую и религиозную власть. Октавиан Август стал одновременно диктатором, консулом, народным трибуном и цензором.
В обязанности принцепса входило:
- как трибун, он мог отменять любые законы, принятые сенатом;
- принцепс мог миловать виновных или по собственному усмотрению арестовывать граждан;
- выступая в качестве цензора, он формировал сенат;
- будучи консулом, определял экономический и политический курс государства;
- как диктатор, командовал армией и управлял провинциями.
Такой государственный строй был бы невозможен без постепенного появления культа императора. В прошлом все римляне были одинаковы и равны перед законом, но принцепс являлся первым среди равных. Октавиан Август смог успешно оформить поклонение личности императора, который считался посланником богов на земле. Именно такой культ позволил наследовать верховную власть в стране, а не получать титул за различные заслуги перед отечеством.
Роль сената
На протяжении нескольких столетий, начиная с создания римского государства, законы принимались специальным органом — сенатом. Создан такой совет старейших из самых важных и аристократических родов патрициев, таблицы с упоминанием фамилий которых были выбиты на стенах Римского форума.
Изначально сенат состоял из 100 человек, однако потом их численность увеличилась до 500 аристократов, которые путём голосования и обсуждения тех или иных законов регулировали всю политическую и экономическую жизнь в стране. Членство в совете передавалось по наследству, лишь в редких случаях можно было получить должность в качестве награды за различные заслуги перед страной.
Начиная с II—I вв. до нашей эры в Древнем Риме стал остро ощущаться политический кризис, что характерно для стран больших размеров. Управлять огромным по своей площади государством становилось всё сложнее. Часто сенаторы пытались обогащаться, лоббируя те или иные запросы и принимая законы, которые не удовлетворяли интересам страны. Неудивительно, что взошедший на престол Октавиан Август решил полностью реформировать этот орган власти, существенно ограничив его возможности и участие в управлении государством.
Государственный строй в период принципата Рима существенно изменился, было сокращено количество сенаторов до 200 человек, ограничены их возможности по принятию законов. Также император получил право вето и самостоятельного издания законов без одобрения их высшим советом. Это сделало роль сената декоративной, он мог принимать лишь малозначительные документы, которые никоим образом не сказывались на экономической и политической жизни страны.
Экономические и политические последствия
Принципат привел к постепенному укреплению власти императора, который стал в Древнем Риме полноправным главой государства. Сенат утратил своё значение и превратился в декоративный орган. Император назначал чиновников и должностных лиц, сам издавал законы и являлся верховным главнокомандующим. В политической и социальной жизни страны произошел коренной слом, а Рим отошёл от республиканской формы правления первоначально к принципату, а в последующем и к доминату.
Одним из последствий появления принципата в истории Рима стало изменение порядка престолонаследия. Император мог назначить своего преемника, указав в качестве будущего главы государства своего сына или родственника.
Благодаря умелой политике Октавиана и последующих правителей удалось осуществить переход от республики к империи относительно безболезненно и без крови. В последующем была укреплена власть монарха, появился культ личности, а вся политическая и экономическая жизнь страны сосредоточилась в руках одного человека.
Установление принципата обусловлено увеличением площади страны, управлять которой демократическими способами было попросту невозможно. Древний Рим долгое время сохранял свое величие, являясь крупнейшим государством своей эпохи, но самодержавная власть закостенела и окуклилась, принимаемые законы уже не соответствовали времени. В III—IV столетиях Рим был сначала разделён, а затем пал под натиском варварских племен с севера.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!